фото: мария трошина

Транспортный модерн признан наследием

Во прошлый вторник, 14 сентября, городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры признал Царскосельский железнодорожный мост через Обводный канал объектом культурного наследия регионального значения. Сейчас конструкция, созданная в начале XX века, находится на балансе Октябрьской железной дороги и активно эксплуатируется – в основном по нему проходят пригородные пассажирские поезда Санкт-Петербург-Витебского направления.
Мост уже более ста лет служит городу в железнодорожном сообщении Северной столицы – возвели его при последней реконструкции исторической Царскосельской ветви и постройки Императорского пути в 1900–1902 годах. Величественную красоту конструкции – дух промышленного модерна во всех деталях инженеры совместили с технологическими новинками того времени – при строительстве они отказались от чугунных элементов и предпочли сварочное железо с заклёпочными соединениями.

Уникальность сооружения и в том, что за свою вековую историю оно ни разу не было реконструировано – такова прочность памятника отечественного мостостроения. Также нет сведений о его повреждении в годы Великой Отечественной, и вероятность того, что ныне мы видим его в первозданном виде, очень велика.

Новый статус – «объект культурного наследия регионального значения» – не только подчёркивает историко-архитектурную значимость моста для Санкт-Петербурга, но и может значительно продлить его жизнь, ведь теперь он встал под крыло государственного надзора, и за его состоянием все причастные городские и федеральные службы будут следить особенно внимательно. При этом в случае угрозы нарушения целостности и сохранности сооружения движение транспортных средств по нему будет ограничено или запрещено (статья № 38 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»).

«В плане эксплуатации изменений не появилось, – сказал заместитель начальника Санкт-Петербургской дистанции инженерных сооружений ПЧ ИССО Станислав Климчук. – Просто теперь службы Октябрьской не могут трогать конструктивные элементы моста – менять металлические части пролётных строений опор: этим могут заниматься только специализированные организации, которые имеют лицензии, позволяющие им проводить реконструкцию памятников и объектов культурного наследия. Сейчас мы изучаем, как можно самостоятельно получить необходимые документы». Иметь возможность ремонтировать конструкции моста – значит в случае необходимости проведения работ избежать ожидания, пока на заявку отреагирует стороннее предприятие, и оперативно провести ремонт своими силами.

Напомним, на полигоне ОЖД несколько инженерных сооружений, имеющих историческую ценность и до сих пор являющихся частью железнодорожной инфраструктуры. Из числа тех, что находятся в Северной столице, либо недалеко от неё – развод­ной Финляндский мост через Неву, возведённый в 1913 году, статус объекта культурного наследия получил в 1990-е годы, и автодорожный путепровод в Мартышкино (исторический район Ломоносова), построенный в 1912 году и признанный объектом культурного наследия в 2019-м.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Мария Трошина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/