фото: виктор казарин

Корпоративный подход

Взаимодействие работодателя и профсоюза позволяет эффективно решать многие задачи

В следующее воскресенье в стране будет отмечаться профессиональный праздник тружеников отрасли. Традиционно канун Дня железнодорожника – это время подвести итоги полугодия и определить вектор на ближайшую перспективу. Об этом – наш сегодняшний разговор с председателем Дорпрофжел на ОЖД Александром Голубевым.
– Александр Валерьевич, весной этого года избрано новое руководство Роспрофжел. Как это отразилось на деятельности профсоюза на Октябрьской магистрали?

– Преемственность и традиции, в том числе в управлении, сохраняются. Профсоюз возглавил лидер с огромным опытом работы на производстве и на всех профсоюзных уровнях.

Меняется организационная структура, поскольку РЖД и другие предприятия постоянно реформируются, видоизменяются с учётом клиентоориентированности, а также в связи с новыми требованиями времени. Наша задача – в условиях реформ не допустить снижения уровня социальных гарантий.

Приобретает современный формат информационная работа – это особенно важно с учётом того, что больше 50% членов профсоюза – это молодёжь. Мы должны гибко реагировать на новые запросы.

– Какие моменты вы считаете ключевыми в деятельности магистрали?

– Октябрьская дорога и региональные дирекции работают очень стабильно и слаженно. Погрузка, выгрузка превышают показатели прошлого года, грузооборот также растёт. Магистраль показывает целый ряд рекордов. Это результат работы всего коллектива дороги, при этом высокие результаты являются стимулом для ещё более эффективного труда. Мы со своей стороны всегда поднимаем вопрос увязки численности и комплектования кад­рами каждой дирекции с внедрением новых технологий и получаем в этом полную поддержку начальника дороги. Руководитель магистрали – технически и технологически грамотный профессионал, все решения принимает на корпоративно-государственном уровне, с учётом развития дороги как на ближайшее время, так и на отдалённую перспективу.

Усиливается внимание к человеку труда. Во время комиссионных осмотров начальника дороги, Дней безопасности, различных технологических выездов происходят рабочие встречи руководителя магистрали с трудовыми коллективами, с представителями дирекций на узлах, на предприятиях. У начальника дороги заведена практика обратной связи: какие предложения и вопросы есть у работников по зарплате, спецодежде, условиям труда. И люди, видя искренний интерес, выходят на прямой разговор, отражают реальные проб­лемы, которые существуют в конкретном рабочем месте и в конкретном структурном подразделении. Каждый вопрос заносится в протокол и в определённые сроки по нему готовится ответ. Причём по решению руководства магистрали ответ даётся за двумя подписями – начальника ОЖД и председателя Дорпрофжел как представителя коллектива. В этих двух подписях – отражение не только производственной, но и социальной составляющей. И каждый письменный ответ сопровождается благодарностью за то, что человек проявил неравнодушие по конкретному вопросу и участвовал в улучшении процесса работы дороги.

Эта работа с обращениями имеет то объединяющее действие, которое положительно сказывается на отношениях людей в наше непростое время. Хотя, конечно, простых времён не бывает. В нынешней экономической ситуации важно, что в Колдоговоре заложены социальные льготы и гарантии, в том числе индексация заработной платы. Сейчас обсуждается вопрос доиндексации. В сложных экономических условиях особенно важно дойти до человека, напомнить, что он ценен, подчеркнуть его значимость, и внедрённая на Октябрьской же­лезной дороге практика – очень действенное решение.

На магистрали эффективно поставлен и вопрос награждений. Когда работник проявил бдительность по безопасности движения, по охране труда, предотвратил нежелательное событие, то на уровне начальника дороги, с подключением студий всей магистрали ему официально вручается благодарность, денежная премия. Большое внимание уделяется кадрам массовых профессий – самым ответственным и передовым их представителям, и здесь большую роль играет Служба управления персоналом ОЖД. Работа по награждению передовиков поставлена на высоком уровне и она тоже даёт свои плоды.

– Важны и условия труда. Назовите, пожалуйста, яркие примеры решённых проблем.

– Девять лет был открыт вопрос с бытовым помещением для локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Дно. По результатам комиссионного осмотра начальника дороги было дано поручение разрешить ситуацию. Сейчас бытовое здание для работников депо открыто.

Также на прошлой неделе в эксплуатационном локомотивном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-12) запустили неработавшие больше полугода душевые, которыми теперь пользуются 750 работников локомотивных бригад. Ранее всё это время у них было лишь несколько душевых, расположенных на другом этаже.

В этом же депо в течение нескольких лет вёлся разговор о капитальном ремонте спортивного зала. В ходе осмотра начальника дороги было дано поручение решить этот вопрос, и уже сейчас ведутся ремонтные работы. Надеемся, что скоро обновлённый и оборудованный необходимым инвентарём спортзал будет встречать гостей. Подчеркну, что в этих и других примерах была также важна принципиальность и настойчивость председателей первички и взаимодействие с работодателем.

На дорогу приходит забота о человеке труда, и она касается не только условий работы, но и быта, возможностей для занятия физкультурой. Это очень важное понятие – социальный подход руководителя. Если его будут придерживаться на каждом предприятии, то работа в подразделениях выйдет на новый уровень.

– В социальной сфере тоже есть свои нововведения. Например, в этом году в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15) для поощрения лучших работников в пилотном формате внедрили бонусный пакет. Каково дальнейшее развитие этого проекта?

– Такие наработки в компании ведутся давно. С одной стороны, есть базовый набор гарантий для каждого работника. С другой стороны, активных людей надо как-то мотивировать и поддерживать, потому что эта активность, инициативность даёт синергетический эффект компании.

В ТЧ-15 практику мотивации решили реализовать с привлечением профсоюза. Работников, проявивших себя в разных проектах, мотивировали поощрениями, например, оздоровительными и экскурсионными путёвками. Возникли запросы на посещение музеев, театров. Мы отрабатывали эти вопросы, искали механизмы реализации. Отмечу кстати, что ТЧ-15 – одно из лучших и прогрессивных предприятий на магистрали, здесь хорошо поставлены вопросы организации производства, охраны труда, дисциплины. Пока их опыт – локальный, первые наработки, чтобы выйти на алгоритм применения и распространения практики. Когда система будет отработана, она может быть заложена в Коллективный договор с условиями совместного софинансирования компанией и проф­союзом.

– Ещё один актуальный на сегодня вопрос – профилактика COVID-19. Октябрьская – на одном из первых мест по сети по числу вакцинированных работников. Как влияет проф­союз на решение человека вакцинироваться?

– Профсоюз несёт информационную функцию и ведёт разъяснительную работу: через сайт, листовки, живое общение даётся объективная информация по вакцинации. Решение о том, делать ли прививку от ковида, каждый человек принимает самостоятельно, с учётом медицинских противопоказаний. В пик заболеваемости у медкабинетов стояли очереди желающих вакцинироваться. Ничто так не убеждает, как реальные примеры болеющих рядом людей.

– Какие аспекты деятельности дороги сегодня требуют особого внимания профсоюза?

– С точки зрения базовых показателей Октябрьская в последние годы заметно двигается вперёд, при этом в числе вопросов, требующих особого внимания, – безопасность движения. Если лет пять назад нежелательные события были связаны с нарушением технологий, то сейчас основную негативную роль играет человеческий фактор: нарушение инструкций, невыполнение должностных обязанностей. Уже два года плотно занимаемся общественным контролем безопасности движения и охраны труда. Так, мы снизили количество общественных инспекторов, чтобы их деятельность не была формальной. Повышаем качество их работы, мотивируя поощрениями в виде дополнительных трёх дней к отпуску и другими. Но самый главный показатель деятельности общественных инспекторов по безопасности движения поездов – устранённое нарушение. С хозяйственниками проводилась работа по необходимости оперативной реакции на замечания общественных инспекторов, поскольку это – обеспечение безопасности. И здесь нас также поддерживает начальник дороги – как по вопросам мотивации инспекторов, так и по вопросу ответственности руководителей предприятий.

Постоянно обучаем инспекторов по безопасности движения и уполномоченных по охране труда, которые могут поднимать вопросы по обеспечению спецодеждой, исправности инструмента и ставить «красный щит» перед нарушениями. Потому что случаи производственного травматизма, к сожалению, ещё остаются.

– Поступает ли в профсоюз обратная связь от работников?

– Отзывы приходят, и не только устные. Например, две недели назад к 15-летию станции Лужская прошёл спортивный праздник, и мы получаем слова благодарности: «Спасибо за этот забег, за удивительную атмосферу радости, это стимул трудиться с новыми силами». А ведь это и есть высшая оценка труда организаторов мероприятия.

Подчеркну, что работников, увлечённых спортом и здоровым образом жизни, на магистрали всё больше. И накануне Дня железнодорожника хочется пожелать всем труженикам полигона дороги крепкого здоровья, стабильности, благополучия и мирного неба над головой.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Беседовали Сергей Брызгало, Наталья Александрова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/