фото: Мария Трошина

Работать, искать, найти и улучшить

Традиции рационализаторства ТЧ-15 помогают железнодорожникам раскрыть свой потенциал

Завтра, 26 июня, в стране отмечают День изобретателя и рационализатора. Празднику всего 42 года, но его концепцию – отечественную версию Нобелевской премии с награждением прогрессивных специалистов – Академия наук СССР создала на три десятилетия ранее. Наследие тех, кто отстаивал принципы практичности в работе и относился с настоящей заботой к своим коллегам, делая условия труда комфортнее, заложено в современное развитие всюду – и на небольших предприятиях, и в передовых научных центрах. На Октябрьской дороге много талантливых рационализаторов, и один из них – мастер заготовительного участка моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15) Александр Иванов. В 2020 году он внёс 27 предложений, в 2021 – уже 13.
Трудовой стаж Александра – 26 лет, и это если не считать учёбу в лицее при ЛИИЖТе, железнодорожном техникуме и институте. Он и начинал работать в эксплуатационном локомотивном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-12) инженером по нормированию труда, будучи молодым специалистом. В 1995 году стал бригадиром заготовительного участка, через три года – мастером. Александр по сей день трудится на этой должности, но с 2005 года уже в ТЧ-15 – на это предприятие он попал по переводу после закрытия ТЧ-12.

Желание изучить до мельчайших подробностей процессы и системы, с которыми доводится работать, и совершенствовать их – профессиональные черты, доставшиеся Александру по наследству – он железнодорожник в пятом поколении.

Рационализаторство он открыл для себя в ТЧ-12. «Мне посчастливилось работать с талантливыми и опытными специалистами, пришедшими в депо с завода «Красная звезда» – слесарем Владимиром Красовым и конструктором Михаилом Ивановым, – рассказывает Александр Иванов. – В середине – конце девяностых на многих предприятиях города начались перебои с оплатой труда, потому некоторые работники уходили на железную дорогу – тут их доход был стабилен. Коллеги рассказали мне о предложениях, что-то мы попридумывали для цеха».

Одна из первых идей железнодорожника – технология отмывки деталей и узлов вагона от смазочных масел и других загрязнений – они замачивались в ванне с щелочным раствором на ночь, а на утро оставалось только промыть каждую деталь и не тратить силы и время на очистку вручную. Это предложение Александр создал совместно с начальником лаборатории Мариной Голубевой. «После, в ТЧ-15, где рационализаторское движение развито, я понял, что границ для полёта мысли не существует, – рассказал Александр. – На самом деле, многие качественные предложения могут быть созданы только в сотрудничестве с другими работниками. У одного появляется идея, он советуется с коллегами – они вносят корректировки».

Одно из самых удачных совместных предложений, подготовленное в соавторстве с фрезеровщиком Георгием Петуховым и мастером участка производства I группы Антоном Вербицким в 2018 году, заключается в том, что из израсходованных образцов губок контакторов стали делать более мелкие губки для другого контактора. Каждая новая деталь стоит 1500 руб., а на заводах их ещё и производят в малых количествах, сгоревшая губка, как металлолом – 30 руб. Усилия на изготовление можно оценить в 100–200 руб. Получается значительная суммарная экономия – около 580 тыс. руб.

В коллекции рационализатора есть и такие предложения, автором которых является только он. Например, «Проставочное кольцо для установки отрезных кругов на угло-шлифовальные машины», внедрённое 21 сентября 2015 года. Проблема заключалась в том, что диаметр УШМ – 12 мм на посадку, а диаметр закупленных кругов – деталей для этой машины, 23 мм – не закрепить. Сделал вставку – «шайбу», чтобы подогнать части конструкции по размеру, реализовал всю приобретённую партию.

В Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава сильны традиции рационализаторства. Предложения – инструмент повышения производительности труда и снижения расходов, потому руководство дирекции материально поддерживает инициативы авторов. Коллектив ТЧ-15 в среднем в месяц формирует до 15 идей. Плановое задание депо по рационализаторской работе на нынешний год – 209 предложений с экономическим эффектом 5,2 млн руб. За 6 месяцев фактическое выполнение составило 109 рацпредложений с экономическим эффектом 2,8 млн руб. Ежемесячно, под председательством начальника Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Тимура Кунина проводятся совещания, где рассматриваются поданные рационализаторские предложения и принимается окончательно решение об их внедрении.

Продуктивный рационализатор – как правило, опытный работник. Молодые специалисты со свежим взглядом не всегда могут уложиться в рамки инструкций, – отметил Александр Иванов. – К счастью, они имеют привычку советоваться. В ТЧ-15 для такого наставничества созданы все условия – дружный коллектив, налажен профессиональный диалог сотрудников друг с другом и руководителями». Кстати, в депо есть специальные стенды, куда каждый желающий может прикрепить бланк с идеей, даже если сомневается, «тянет» она на рационализаторское предложение или нет. Отдел качества раз в неделю изучает полученные данные. Даже если мысль реализуется в предложение по улучшению – её автор всё равно получит небольшое денежное вознаграждение.

Сотрудники ТЧ-15 реализуют свой профессио­нальный и, что немаловажно, творческий потенциал не только в рационализаторстве – они воссоздают ретротехнику. Курирует эти работы заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Подготовлены железнодорожные двухосные крытые грузовые вагоны и электропоезд ЭР2К-980 «Яхрома» (аналог «Лыжной стрелы» 1972 года) – он курсировал на Савёловском направлении Московской железной дороги зимой 2020–2021. Руководит реконструкцией Тимур Кунин. Одна из её особенностей – сохранение максимального количества оригинальных материалов и запасных частей. Важен и вклад коллектива предприятия в обновление рельсовых автобусов серии РА1 (009, 031), получивших название «Нерпочка». Этот подвижной состав будет обслуживать маршрут на Кругобайкальской железной дороге сообщением Слюдянка-1 – Порт Байкал, расположенный вдоль озера Байкал.

Помимо основной работы и рационализаторства Александр Иванов и его коллеги занимаются эстетической деятельностью – делают макеты подвижных составов. При входе в депо стоят бронепоезд и паровоз, созданные их руками.


Мария Трошина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/