фото: виктор казарин

Выручает «Садко» и «буханка»

Порой чтобы попасть на место работ, железнодорожникам приходится идти пешком по несколько километров

Полигоны обслуживания железнодорожных предприятий раскинулись на сотни километров. Как в дистанциях организована доставка сотрудников к месту производства работ?
Юрий Максимов, электромонтёр Мурманской дистанции сигнализации, централизации и блокировки:

– По своему полигону обслуживания мы перемещаемся на рабочем поезде – это локомотив, два вагона с сидячими местами и вагон-платформа для перевозки инструментов, оборудования, материалов. Мой участок обслуживает 150 км пути от Апатитов до Оленегорска, ещё два рабочих поезда курсируют от Оленегорска до Мурманска и от Апатитов до Кандалакши. В Апатитах садимся в 8.30 все вместе – эсцебисты, путейцы, энергетики, каждая бригада выходит в том месте, где назначены работы. Удобно, что в пути следования можно выйти где нужно, хоть посреди перегона, и не шагать по путям от станции несколько километров. Для этого руководитель работ оформляет для дежурного по станции специальную заявку – «предупреждение», в которой указаны все пикеты, где машинисту будет необходимо остановиться. В обратном направлении поезд выезжает в 16.30–17.00.

Главное неудобство заключается в том, что мы зависим от графика движения рабочего поезда – часто по разным причинам случаются задержки его отправления из Оленегорска, так что возвращаемся в Апатиты в 19, а то и в 20 часов. Иногда отставание в графике нам на руку, так как это продлевает для нас время работы. В случае, если мы задержались и на поезд не успели, то связываемся с диспетчером и просим остановку грузового состава: мы имеем право ездить в локомотиве по форме. Однако состав повышенной длины или массы для нас не остановят, а вот на «обычных» составах добираемся домой частенько. На пригородные поезда рассчитывать не приходится: электричка из Апатитов до Мурманска ходит только по пятницам, субботам и воскресеньям. За 25 лет работы в дистанции лично я до места работ добирался электричкой раз пять, не больше. Так что до места работ доезжаем без проблем, а вот дорога обратно превращается в настоящее приключение! На балансе дистанции ещё три грузовых «Газели» – в Апатитах, в Мурманске и Оленегорске – пассажировместимостью пять человек. Но не везде есть автоподъезды.

Олег Шишкин, ведущий инженер Тверского регионального центра связи:

– Для доставки людей к месту работ используются три способа: рабочий поезд, пригородный железнодорожный транспорт и автомобиль. На нашем полигоне обслуживания с пригородным сообщением туго – почти все электрички отменены, поэтому мы добираемся до места работ на машинах. На балансе предприятия два десятка автомобилей – вездеходные ГАЗ «Садко» для перевозки крупногабаритных грузов, например, барабана кабеля или телекоммуникационного шкафа высотой 2 м, плюс в него может сесть шесть-семь человек, и УАЗ «буханки» на семь человек с грузовым отделением для более мелкого оборудования, инструментов, например, стремянок, а также легковые автомобили. Машины закреплены за участками с наиболее многочисленным штатом работников. Автопарк регулярно обновляется – в этом году получили два новеньких вездеходных УАЗ «Патриот», пассажировместимостью пять человек и с объёмным багажником, к тому же этот автомобиль удобно использовать для оперативных поездок. Так как в бригадах обычно по три человека, то места в такой машине хватит
на всех.

Главная проблема – неразвитая транспортная инфраструктура региона. В отличие от главного хода, где везде есть автомобильные подъезды к станциям и на перегонах, на периферии дороги хуже, часто приходится делать крюки. Например, вместо того, чтобы проехать от Сонково до Кесовой Горы 20 км по железной дороге, по автодороге получается все 100 км. А это – непроизводительные потери: растёт расход топлива, при этом требуется уложиться в его установленный лимит. Часто к месту работы сразу не попасть – если путь проложен в лесу, то приходится за день несколько десятков километров идти пешком по болотистой местности, когда в одной руке сумка с инструментами килограммов на 15, в другой – ноутбук.

Выручает, что мы можем пользоваться услугами сторонних транспортных организаций – вызвать машину с водителем. Особенно выручают аутсорсеры, когда необходима специальная техника – автовышка, автокран для перевозки опор линии связи, так как своей такой техники у нас нет. Сначала мы используем выделенные авточасы, а как их израсходуем – берём свой автотранспорт, таким образом экономится установленный лимит топлива.

Раньше на балансе предприятия были свои мотрисы, на которых можно доехать куда угодно и прямо до места работ. Хотелось бы, чтобы возобновили движение пригородных поездов или назначили ещё рабочие поезда – в прошлом году на участке от Бологое до Удомли по просьбе работников запустили рабочий вагончик, который там курсирует и сейчас. Но протяжённость его маршрута – всего 80 км из 2000 км пути, которые мы обслуживаем.

Алексей Андреев, заместитель начальника Псковской дистанции электроснабжения:

– Псковские энергетики добираются до места работ на служебном автотранспорте. Полигон нашего обслуживания – 2500 км пути, но так как он не электрифицирован, мы содержим только воздушную линию электропередач, соответственно, в нашем ведении меньше оборудования и устройств. Поэтому на таком обширном расстоянии справляемся силами одного предприятия. На балансе дистанции два десятка машин – уазики «буханки» или уазики «Фермеры», лимит на топливо составляет около 3,5 тонны на квартал. Автомобили закреп­лены за семью из одиннадцати монтёрских пунктов, а также за каждым нашим сетевым районом – Новосокольники, Псков, Великие Луки, Дно.

В связи с большой протяжён­ностью нашего полигона на разные места работ часто приходится ездить по несколько дней подряд. Одно из «узких» мест с точки зрения логистики – Валдайский ход: на машине нужно делать большие крюки. Так, от станции Пола до станции Беглово – 20 км по «железке», а на автомобиле – все 140. Прямого пригородного сообщения там нет, от Пскова до Старой Руссы ходит один пассажирский поезд. Чтобы доехать до Валдая, нужно делать пересадку. Путь от Дно до Валдая на автомобиле занимает пять часов, таким образом, день уходит только на дорогу туда-обратно, а ведь ещё требуется время на работу.

Рабочих поездов на всём нашем полигоне ходит три: Псков – Пыталово, Дно – Новосокольники, Старая Русса – Дно, маршруты которых в целом охватывают 356 км. График рабочего поезда Псков – Пыталово для нас неудобен: доедешь из Пскова до конечной станции, только начнёшь работать, а через три часа уже нужно ехать обратно. При малом объёме пригородного движения сейчас значительно сократилось количество грузовых поездов, а ведь именно на них можно добраться домой с перегона.

Помимо своего автотранспорта, мы можем задействовать машины сторонних организаций – у дистанции заключён договор на определённую сумму, в пределах которой можно привлекать машины. Сначала автомобили заказываем, тратя авточасы, а как их израсходуем, переходим на свои машины. Конечно, лучше всего – добираться на рабочем поезде, потому что он остановится там, где нужно, а автомобиль высадит там, где закончится дорога, дальше идёшь пешком с 20-килограммовым грузом: бригада несёт с собой шесть заземлений на воздушную линию, указатель высокого напряжения, перчатки, монтажные приспособления, две пары лаз для подъёма на опору, два пояса, инструменты и другие материалы. Хотелось бы, чтобы рабочих поездов было больше.

Олег Кузнецов, главный инженер Мгинской дистанции пути:

– Мы добираемся до места производства работ на пригородных поездах, так как у нас с пассажирским сообщением дела обстоят неплохо. Так, на двух направлениях из четырёх в границах нашего обслуживания Кириши – Мга и Жихарево – Рыбацкое пригородное сообщение позволяет с утра уехать на место работ и вечером вернуться домой. Ещё один способ – автотранспорт. На балансе дистанции – пассажирский КамАЗ на 16 человек и пассажирский автобус на базе ГАЗ-66 для 15 человек. Эти автомобили мы используем, чтобы добраться до места работ на «сложных» участках.

В 2017 году полигон нашей дистанции прирос Новолисинским участком, и вот на этом, третьем направлении нашего предприятия дело с доставкой людей обстоит сложнее. От Мги до Новолисино пригородные поезда не ходят, поэтому ежедневно для осмотра пути добраться до места работ можно разве что на автомобиле. Тогда же, три года назад ПЧ-29 добавили ещё один участок Ирса – Тигода. Сложность содержания этого участка в том, что вокруг – только лес при полном отсутствии жилых домов, как следствие, там нет и автодорог, а электричка до Тигоды ходит только по средам и выходным дням. Пригородным поездом путейцы доезжают до Чудово, а потом пешком идут обратно до места работ.

Ольга Беляева
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/