фото: иван куртов

Мга – земля героев

В сентябре – октябре 1905 года был запущен в эксплуатацию ряд станций Петербурго-Вологодской железной дороги, строительство которой велось в 1902–1905 годах на средства Российской империи. Сегодня участок Обухово – Нелазское принадлежит Октябрьской дороге, участок Кошта – Вологда – Северной.
Станция Мга находится на этом направлении всего в 49 км от Петербурга. Судьба у этого посёлка железнодорожников особенная. Постоянно увеличивающийся объём перевозок привел к строительству в 1912 году второго пути. В 1941 году, когда Мге исполнилось 40 лет с момента основания, грянула Великая Отечественная война. В страшные дни 1941-го название этой железнодорожной станции узнала вся страна: в боях у Мги решалась тогда судьба Ленинграда. Стараясь перерезать сообщение на этой линии, враг подвергал Мгу массированным бомбардировкам. 19 августа фашисты начали бомбить Мгу, а 30 августа она была полностью оккупирована ими. С падением Мги и выходом фашистских войск к Неве в районе Ивановского последняя ниточка, связывающая Ленинград со страной, была оборвана…

Не случайно единственный в России 90-й Отдельный поисковый батальон Минобороны РФ дислоцируется здесь, недалеко от вокзала станции Мга. Здесь есть огромный ангар, куда складывают останки найденных советских солдат, их оружие и вещи. Потом красноармейцев хоронят. Как не раз говаривал комбат, майор Сергей Персиянцев, «работы здесь хватит на 100 лет нам и нашим внукам».

Сверху слой послевоенного грунта, щебень, ниже сплошная гарь, перемешанная с пулями, винтовочными обоймами, осколками снарядов и мин. Торчат доски, лохмотья от шинелей, армейские ботинки, пуговицы, противогазы, фрагменты костей. Такая вот картина: сверху мирные газоны, станционные строения, жилые дома. А земля «воюет» до сих пор. Она выталкивает снаряды, которые находят под платформами и у переездов. Повсюду засыпанные окопы, блиндажи, цепочки траншей, артиллерийские и минные позиции.

В посёлке знают поисковый отряд «Мга», куда входят железнодорожники, работники полиции, люди других специальностей. Они не жалеют сил и здоровья, выполняя закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». «К концу августа 1941 года Ленинградский фронт связывало со страной только одно железнодорожное направление: через станцию Мга на Волховстрой и Тихвин, – говорит писатель и историк, основатель поискового движения Ленобласти Георгий Стрелец. – Под постоянными бомбёжками пылали здания посёлка, станционные сооружения, вагоны, перевозившие военные грузы и эвакуировавшихся из Ленинграда людей. В самых невыносимых условиях Мгинский железнодорожный узел продолжал работать».

873 дня с августа 1941 по январь 1944 года чёрными строками вписаны в историю Мги. Уничтожение военнопленных и казни мирных жителей, виселицы и расстрелы, угон в Германию. Здесь был концлагерь. Только 21 января 1944 года немцев выбили наши. Посёлок и станцию практически уничтожили – осталось всего два десятка полуразбитых домов и сплошные руины. Потом всё было отстроено заново, как и путевое хозяйство, сооружения станции.

А немецкое военное кладбище только в начале 2000-х эксгумировали и перенесли в Сологубовку.

Наталья Александрова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/