фото: иван куртов

Локальность или непрерывность?

На Октябрьской дороге обсудили перспективы развития бережливого производства

Не так давно Октябрьская дорога стала местом проведения сетевого семинара главных инженеров служб пути по весьма актуальной теме развития бережливого производства. Именно главные инженеры – дорог, дирекций, служб, линейных структурных подразделений – отвечают за организацию непрерывного процесса постоянных улучшений в подведомственных хозяйствах.
Служба пути Октябрьской дирекции инфраструктуры в первом полугодии признана лучшей на сети дорог в деле развития бережливого производства, и главной целью сетевого семинара было знакомство с опытом передовиков. Предприятиями хозяйства пути на полигоне ОЖД за 5 месяцев этого года реализовано 9 проектов улучшений с общим эффектом около 1 млн рублей и тиражировано 24 проекта с эффектом 14 млн рублей.

Не на всех дорогах бережливое производство развивается одинаковыми темпами. Октябрьская, как пилотный полигон, с самого начала имела пре­имущество: здесь была создана служба управления качеством и маркетингом, организовано системное обучение персонала лин-технологиям, функционирует проектный офис. На многих магистралях, представители которых приехали в Санкт-Петербург за опытом, в настоящее время ещё недостаточно развита система обучения персонала инструментам и методам бережливого производства, поэтому информация из первых рук имела для них важное значение.

Главный инженер службы пути Юлиан Шлык рассказал коллегам о проведённой в хозяйстве работе по внедрению инструментов бережливого производства и о наиболее значимых проектах, реализованных в структурных подразделениях. «Каждый этап внедрения новой системы обнаруживал свои проблемы, которые мы последовательно решали, – заметил он. – В наших структурных подразделениях всегда было много идей для проектов улучшений, но авторам не хватало навыков в оформлении. Пришлось подключаться инженерно-техническому аппарату службы, чтобы оказывать помощь в оформлении заявок. Сейчас разработана специальная форма в электронном виде, и во всех подразделениях есть люди, прошедшие обучение методам бережливого производства». Что касается достижений 2017 года, то, по словам докладчика, у службы не было иного выбора, кроме как выполнить поставленные цели. Зачастую в продвижении бережливого производства в ОАО «РЖД» пока преобладает административный ресурс.

Была разработана адресная программа тиражирования наиболее результативных проектов путевого хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры с общей суммой экономического эффекта 147,9 млн рублей. «Для получения ожидаемого максимального результата мы сделали ставку на массовость и на количество, но качество проектов при этом безусловно страдает, – подытожил Юлиан Юрьевич. – К сожалению, сложилось так, что мы нацелены на получение от проекта сиюминутного экономического эффекта, при этом не принимается в расчёт технологический эффект, имеющий более важное значение. В результате имеем отдельные адресные проекты, а непрерывный процесс улучшений, как это предусмотрено идеологией бережливого производства, идёт слишком медленно».

Что мешает прогрессивной идеологии овладеть массами? Этот вопрос для дискуссии предложил заместитель начальника отдела качества и внед­рения новых технологий управления пути Центральной дирекции инфраструктуры Алексей Ревякин. Заместитель начальника технологического отдела Октябрьской дирекции инфраструктуры На­талья Кадрова, которая курирует вопросы бережливого производства в инфраструктурном комплексе ОЖД, главной причиной назвала отсутствие правильной и стабильной мотивации. В связи с вводом в прошлом году новых нормативных документов члены команды, разработавшие и реализовавшие проекты, длительное время не могут получить положенное вознаграждение, – сообщила Наталья Александровна. – А, кроме того, с нынешнего года, в соответствии с распоряжением № 1401 значительная часть суммы полученного от реализации экономического эффекта снимается с бюджета эксплуатационных расходов подразделения, тем самым оказывается антимотивационное воздействие, снижается активность авторов в подаче заявок на реализацию проектов. Поэтому иногда хорошие идеи остаются без развития». Рационализаторские предложения персоналом оформляются охотнее и чаще, так как за них авторы получают гарантированно 2 тыс. рублей премиальных плюс вознаграждение за достигнутый экономический эффект. Главный инженер службы пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Дмитрий Воробьёв поставил вопрос о совмещении двух существующих программ – развития бережливого производства и оптимизации затрат. По существу, обе они преследуют одну цель – сокращение потерь и, как следствие, приводят к уменьшению эксплуатационных расходов. То есть региональные дирекции, службы в их составе и линейные структурные подразделения оказываются под двойным прессом. В Октябрьской дирекции инфраструктуры, как сказала Наталья Кадрова, проекты улучшений являются отличным инструментом для выполнения задач программы по оптимизации. Так, например, успешная реализация проекта по созданию дистанций инфраструктуры в этом году позволит сократить эксплуатационные расходы более чем на 70 млн рублей.

Юлиан Шлык считает серьёзным препятствием в развитии бережливого производства нацеленность только на экономический эффект:
– В дистанциях пути очень много предложений по улучшению, от которых нет сиюминутной отдачи, но есть технологический эффект, который не учитывается экономистами (уменьшение времени на операции, повышение качества услуги, снижение возможных рисков). В идеологии бережливого производства применяется общий подход к совершенствованию технологических процессов и сокращению непроизводительных потерь. В идеале система призвана изменить мышление всех участников производственного процесса, заинтересовать в его совершенствовании и вовлечь персонал в систему постоянных улучшений.

По мнению главного инженера службы пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Дато Коршиа, необходимо донести эти аргументы до руководителей компании с целью внесения корректировок и создания благоприятной среды для развития бережливого производства. Ведь ежегодное сокращение бюджетов структурных подразделений может привести к нестабильному состоянию технических процессов, дефициту материальных и трудовых ресурсов. Если главным критерием улучшений поставить сокращение эксплуатационных расходов, а процесс улучшений предполагает быть постоянным, то в пределе затраты на перевозки должны стремиться к нулю? Семинар главных инженеров служб пути, посвящённый развитию бережливого производства, состоялся как раз в то время, когда в Уфе проходила общесетевая школа с аналогичной повесткой. А лучше бы – немного раньше, чтобы итоговые резолюции вырабатывались после всестороннего обсуждения темы руководителями, отвечающими за организацию процесса постоянных улучшений.

Галина Морозова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/