01 декабря 2022 21:03

01 декабря 2022 21:03

фото: Иван Куртов

Австрийская гостья на нашем пути

новый машинный комплекс адаптировали на перегоне Веймарн – Вервёнка

На этой неделе прошёл очередной этап сертификационных испытаний путеремонтной машины АХМ-800Р австрийской фирмы Plasser & Theurer. Машинный комплекс используется у себя на родине уже три года, а в России осваивается впервые. 4 июня он выехал в поле на пусконаладочные работы на железнодорожный полигон Веймарн – Вервёнка Санкт-Петербург-Витебского региона.
Почти на километр растянулся уникальный поезд, похожий на громадную экзотическую гусеницу. В центре – яркая, жёлто-серо-оранжевая АХМ. С одной и другой стороны – по 10 полувагонов-накопителей, куда должны засыпаться загрязнённый щебень и подготовленная песчано-гравийная смесь.

– Машина предназначена для профилактического лечения земляного полотна и укладки подбалластного слоя из песка и гравия, что исключает просадки и перекосы пути в плане и профиле, – поясняет начальник технического отдела Тосненской механизированной дистанции пути Евгений Бирин. – Она способна выбирать загрязнённый балласт на глубину до 1200 см и укладывать в основание песчано-гравийную смесь без снятия рельсошпальной решётки.

В Тосненскую дистанцию пути
АХМ-800Р пришла в начале мая. До этого она проходила сертификационные проектные испытания в Щербинке. Менее чем за месяц специалисты должны были проверить готовность к работе всех систем, освоить на практике управление невиданным машинным комплексом. Между прочим, для его обслуживания в смену необходимы восемь машинистов. На этот раз почти все, кто прошёл обучение, выехали на пусконаладочное «окно». Механики ПЧМ проходили стажировку и на Австрийских железных дорогах. В том числе – начальник комплекса Алексей Вецель. «Адаптация к условиям работы в России – особый период, – считает он. – Техника насыщена электроникой, бортовой компьютер самостоятельно оценивает состояние пути, степень загрязнённости щебня. Задаёт программу по глубине вырезки балласта, параметры работы для виброуплотнителя, транспортёров и других систем. На сложную технику, как известно, влияет всё – и климат, и квалификация машинистов. Наша задача сегодня – произвести настройку и калибровку датчиков, зарядку машины.
Это «окно» используется также для обучения. Экипажу необходимо научиться работать в команде: управление системами АХМ-800Р требует исключительной согласованности действий механиков».

Австрийская гостья оказалась не то чтобы слишком капризной, но несговорчивой. Прежде чем проверить динамические возможности машины, пришлось продолжительное время настраивать электронную систему управления.
Запустив под рельсошпальную решётку свои громадные жёлтые щупальца, машина долго «думала», прежде чем продолжить цикловые работы.
Может быть, из-за того, что на улице было 29 градусов жары, а металл прогревается на солнце до обжигающей температуры, компьютер завис?

– Интеллектуальной системе не хватило забитых в базу параметров, – объяснил заместитель начальника Октябрьской дороги по Санкт-Петербург-Витебскому региону Андрей Панков. – Пришлось добавлять много дополнительной информации по расчётным технологическим параметрам.

Даже специалистам Plasser & Theurer,
которые сопровождают пусконаладочные работы, удалось запустить
АХМ-800Р, мягко говоря, не сразу. Однако практически все присутствовавшие на «окне» руководители уверены: машине нет цены. Универсальная, выполняющая выбор загрязнённого щебня, укладку геотекстиля и защитного подбалластного слоя. «Очень эффективный и высокопроизводительный автономный комплекс, – говорит Андрей Панков. – Самоходный, не требует дополнительной тяги. Эта машина позволяет нам выйти на новый уровень содержания и ремонта пути, полностью автоматизированный и механизированный. Мы гордимся, что именно на нашем полигоне, Санкт-Петербург-Витебского региона, проходят испытания комплекса».

Кстати, для испытаний выбрали малодеятельный участок Веймарн – Гдов, чтобы минимизировать ущерб от полного закрытия движения на 48 «оконных» часов. Здесь ходит около десяти грузовых и пригородных поездов в сутки. Клиентов, отправляющих грузы со станций Рудничная и Сланцы, предупредили заранее, обеспечили порожним подвижным составом под погрузку на несколько дней вперёд. А на каких направлениях планируется использовать дорогостоящий комплекс после окончания испытаний?

– Конечно же, на линиях Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петер­бург – Бусловская, где ходят «Сапсан»
и «Аллегро», – сказал заместитель начальника дорожной дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Валерий Залётин. – Технология лечения земполотна с укладкой геотекстиля и защитного песчано-гравийного слоя уже применялась на участке Торбино – Боровёнка. Но сколько людей и техники нам пришлось для этого задействовать! Причём виброкатки и тракторы арендовали у сторонних организаций. А здесь – один комплекс работает.

По словам Валерия Залётина, именно эта технология капитального ремонта должна применяться на высокоскоростных направлениях, чтобы обеспечить скорость движения 250 км/ч. Поэтому и испытания доверено провести Октябрьской дороге, с прицелом на перспективу дальнейшей эксплуатации новой техники на полигоне магистрали.

Галина Морозова