27 января 2022 07:43

27 января 2022 07:43

фото: иван куртов

Стальная жизнь Заполярья

Северное сияние, значительные перепады высот и сложный грунт – спутники в работе путейцев

В ноябре Мурманской дистанции пути (ПЧ-42), обслуживающей самый северный участок пути Октябрьской дороги, исполняется 105 лет. Более века железнодорожники трудятся в тяжёлых климатических условиях, исправно содержа главный путь в порт Баренцева моря – ворота России в Арктику и связывая Заполярье с Большой землёй.
Сейчас предприятие обслуживает около 550 км пути, 500 стрелочных переводов и более 400 объектов искусственных сооружений – это в полтора-два раза больше, чем на полигоне обслуживания других дистанций пути Мурманского региона ОЖД. Как отмечает коренной мурманчанин, ведущий специалист Службы корпоративных коммуникаций ОЖД Василий Рябков в своей книге, посвящённой деятельности предприятия, до недавнего времени граница ПЧ-42 на станции Никель считалась самой северной точкой железных дорог в мире, пока газовики не построили линию Обская – Бованенково – Карская на Ямале.

Нынче вотчина заполярных путейцев – участок от станции Мурманск до 1291 км по главному ходу Санкт-Петербург – Мурманск, а также ветки Мурманск – Ваенга, Оленегорск – Мончегорск и самая северная ветка полигона ОЖД Кола – Никель. Полигон обслуживания ПЧ-42 – один из самых сложных на Октябрьской – значительные перепады высот, от 4 до 289 м над уровнем моря. Максимальная величина уклона, на участке Мурманск – Ваенга, составляет 28 ‰. Более половины от общей развёрнутой длины составляют кривые участки, на которых, по словам Василия Рябкова, «колёса поездов «съедают» до 6 мм стали в год».

«Здесь есть всё, с чем только может столкнуться путеец: и реки, и озёра, и скалы, и кривые малого радиуса. Здесь вообще необыкновенно сложный профиль пути с крутыми уклонами, есть и электрифицированные, и неэлектрифицированные участки, двухпутные и однопутные, причём такие, до которых невозможно добраться ничем, кроме поезда, потому что автодорог нет, а вокруг только скалы и водные преграды. Здесь есть на выбор любые искусственные сооружения, кроме разве что тоннелей», – пишет в своей книге «Мурманская дистанция пути. 100 лет» Василий Рябков.

Отметим, что 105 лет назад здесь не было ни города, ни порта – только нетронутая природа. Жизнь зародилась именно благодаря «железке». В сентябре 1915-го в Кольский залив зашёл шведский пароход, доставивший из Нью-Йорка в будущую столицу Заполярья первый груз – рельсы и комплекты для укладки стрелочных переводов. Так что первыми жителями нового города стали именно путейцы, которые эти рельсы уложили и стали обслуживать. С тех пор железнодорожники в условиях Крайнего Севера, полярной ночи, долгой зимы, лютых морозов и метелей обеспечивают жизнь Севера и связывают его жителей с Большой землёй. Например, в прошлом году, в апреле, когда на большей части полигона магистрали начинается водоборьба, на полигоне Мурманской ПЧ ещё бушевали метели. На перегоне Никель – Заполярная закрыли движение для грузовых поездов, которые вывозят продукцию горно-обогатительных и металлургических предприятий. Снежные сугробы и постоянно работающий роторный снегоочиститель ФРЭС – характерные особенности полигона ПЧ-42, и к высоте снежного покрова, на отдельных участках превышающую высоту локомотивов и вагонов, путейцы относятся спокойно и сдержанно. Неизвестно, закалили ли суровые условия здешних людей в процессе эксплуатации стальных километров, или они изначально обладали твёрдостью характера, благодаря которой и обеспечивают бесперебойное движение в Заполярье, но точно ясно – профессионализма северянам не занимать.

В ближайшей перспективе у коллектива ПЧ-42 – увеличение границ обслуживания за счёт строящегося 47-километрового участка, ведущего на западный берег Кольского залива, в район устья реки Лавна, а также второй волны развития направления Волховстрой – Мурманск. Первая была в 1980-е, когда велась масштабная модернизация путевого хозяйства: реконструированы пути на станции Оленегорск, построены двухпутная вставка на участке 1297 км – 1303 км и обход Магнетиты – б/п 1425 км. Сейчас второй путь строят на участке Пулозеро – Лапландия и Лапландия – б/п 1340 км, а также удлиняют приёмоотправочные пути на ключевых станциях региона. Эти мероприятия проводятся в рамках увеличения пропускной способности хода в порты Баренцева моря.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ольга Беляева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30