03 декабря 2021 23:02

03 декабря 2021 23:02

фото: открытка начала XX века

Удивительные факты из жизни городского транспорта

На прошлой неделе, 29 сентября, в Музее железных дорог России состоялась первая лекция просветительского проекта «Транспортный лекторий». Темой встречи стало «Рождение Петербургского трамвая: проектирование и строительство», ведь именно 29 сентяб­ря 1907 года на улицах Северной столицы появился этот вид транспорта.
О том, как электрический трамвай «завое­вал своё место» в городской инфраструктуре, рассказал начальник экспозиционно-экскурсионного отдела Музея городского электрического транспорта Павел Ялышев.

«Музей железных дорог России – один из крупнейших технических просветительских центров нашей страны, и мы стремимся быть той площадкой, где специалисты встречаются с благодарным слушателем», – отметил директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов. Для музея это первый социальный проект такого формата. Программу подготовила группа энтузиастов – людей, увле­чённых темой транс­порта и её популяризацией. Обычно они проводят экскурсии и читают лекции на предприятиях, в музейных комплексах и в кругу друзей, а теперь они объединены общим проектом.

«Концепцию мы с единомышленниками сформировали ещё несколько лет назад, – рассказал один из создателей «Транспортного лектория», ведущий специалист службы корпоративных коммуникаций ОЖД Дмит­рий Графов. – Благодаря поддержке Музея железных дорог России у нас появилась возможность представить проект во всей полноте – на новой, технически оснащённой площадке, для большего количества людей, которым интересна история развития транспорта в Санкт-Петербурге. Цель – поделиться со слушателями информацией, которую невозможно найти в открытых источниках».

Павел Ялышев рассказал о том, насколько трудоёмким, в плане изменения городской инфраструктуры, оказалось внедрение нового вида транспорта. Тогда, 114 лет назад, электрический трамвай ещё соседствовал с конкой, но уже вскоре вытеснил конную тягу с улиц города. Спикер подготовил и визуальный материал – удивительно, насколько эстетичны были все элементы трамвайного движения – художественное оформление было буквально у каждого электрического столба, не говоря об архитектурных объек­тах, например, тяговых подстанциях и трамвайных парках. Кстати, сейчас в Санкт-Петербурге сохранились все пять тяговых подстанций, более ста лет назад обеспечивающих трамваи электро­энергией, и по сей день они работают по своему назначению.

Сетка занятий «Транс­портного лектория» расписана до конца года. Организаторы намекнули, что, помимо продолжения лекций о трамваях, будут вечера, посвящённые троллейбусу, метрополитену, железнодорожным вагонам, а также транспорту Калининграда, речному пассажирскому флоту. Всех подробностей они не раскрыли – чтобы узнать больше, необходимо личное присутствие на встречах. А для тех, кто не приедет в Музей железных дорог России, в инстаграм-аккаунте проекта @transportlectures будут проводиться прямые эфиры. Вся организационная информация также будет размещена там.

Узнать много нового об истории транспортного сообщения Санкт-Петербурга можно на лекциях по средам раз в две недели с 19.00 до 20.30–21.00.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене». 

Мария Трошина