18 января 2022 17:14

18 января 2022 17:14

фото: архив ОЦНТИБ

Использовать домкрат и применить насос

Идеи для своих предложений мостовой мастер находит на каждом шагу

Больше двух десятков лет Алексей Зданевич работает на железной дороге. Четыре года назад он пришёл в Санкт-Петербургскую дистанцию инженерных сооружений, и здесь особенно проявился его ра­ционализаторский талант.
Алексей с 2018 года работает мостовым мастером в Санкт-Пе­тербургской дистанции инженерных сооружений (ПЧ-2 ИССО). За его плечами большой профессиональный опыт. В 2000 году после окончания ПГУПСа по специальности «Путь и путевое хозяйство» он поступил на работу в Сегежскую дистанцию пути (ПЧ-37). Мостовой мастер на железнодорожном транспорте относится к категории руководителей. У мастера-мостовика задачи специфические – организация и контроль текущего содержания и ремонта искусственных сооружений.

Алексей всячески содействует распространению передового опыта, помогает молодёжи проявлять свои таланты, развивать творческие инициативы, при этом и сам активно занимается рационализаторской деятельностью, и идеи для предложений находит буквально вокруг себя. Большинство его предложений прямого экономического эффекта не имеют, они направлены на повышение качества производимых работ. Как руководитель, он контролирует и ведёт учёт спецодежды.

«При выдаче работникам средств индивидуальной защиты ответственным лицом оформляется запись о дате в «личной карточке учёта выдачи СИЗ». Для эффективного контроля за сроками носки СИЗ и необходимостью их замены я предложил вести специальную таблицу формата Еxcel на двух листах, – рассказывает Алексей. – Таблица состоит из 31 столбца и 14 строк, которые последовательно заполнены необходимой информацией: Ф.И.О. работника, должность, список спецодежды к выдаче и соответственно, крайние сроки её эксплуатации. Данные, внесённые в таблицу, выверяются в конце каждого месяца, независимо от того, была ли получена спецодежда в отчётном периоде или нет. При заполнении или выверке таблицы необходимые СИЗ, положенные к выдаче в следующем месяце или просроченные, автоматически выделяются красным цветом. Таблица может быть легко адаптирована к любому цеху, в зависимости от числа работников и должностей».

Другое предложение Алексея связано с применением автомобильного домкрата при сплошной смене мостового бруса. При сплошной смене мостовых брусьев на металлических мостах с ездой по верху без снятия рельсов, согласно технологическим картам, необходимо вывешивать рельсы по обеим ниткам в пределах места сменяемых мос­товых брусьев. Для этого традиционно используются два путевых домкрата: их устанавливают на одну нитку по границам сменяемого бруса. Чтобы вывесить рельсовую нитку для установки путевых гидравлических домкратов, приходится раздвигать мостовые брусья на подходах и пользоваться деревянными подставками (брусками), т.к. высоты упорной лапки путевого домкрата не хватает для подъёма рельсовой нити. «Для повышения эффектив­ности этого техпроцесса я предложил использовать автомобильный домкрат грузоподъёмностью 16 т, – говорит Алексей. – Преимущества этого способа в том, что при установке его на верхний пояс ферм не нужно раздвигать эпюру мостового бруса, высота штока регулируется, а грузоподъёмности и высоты поднятия (160 мм) одной рельсовой нити достаточно для использования одного домкрата, устанавливаемого в середине сменяемых брусьев». Путевой домкрат применяется в «окно» только как вспомогательный, для установки раздельных скреплений.

Кстати, вопрос доставки инст­румента и материалов к месту работ тоже всегда занимал Алексея. Для разных видов работ принести на место требуется многое – электроинструмент, ручной инструмент, болты и т.д. Для упорядочения доставки Зданевич предложил использовать сумки, изготовленные из полипропиленовых мешков, в которых обычно транспортируется сахарный песок. «Отрезаем верхний край мешка, на расстоянии 10 см от обреза прорезаем ручки длиной 10–12 см, в такой сумке можно переносить до 30 кг», – говорит Алексей.

Другое предложение автора направлено на очистку от грязи элементов мостового полотна и пролётных строений. «Хорошо, если мост оборудован трассой пневмообдувки, – говорит он. – А если нет, то нужно действовать вручную. Но мётлами и скребками невозможно качественно очистить все элементы, т.к. есть труднодоступные места – пространство под рельсами, контр­уголками, охранными уголками. Кроме того, этим инструментом можно повредить окрасочный слой, элементы гидроизоляции и т.п.» Для улучшения эффективности и качества очистки Алексей предложил использовать приспособление, состоящее из переносной электростанции мощностью 1,5–2,0 кВт и насоса типа «Ручеёк», гибких шлангов диаметром 20 мм. На конец шланга надевается насадка-распылитель с запорным краном. Насос опускается на верёвке в водоток в подмостовом русле. Струёй воды под давлением производится очистка.

Мостовой мастер проводит воспитательную работу в коллективе, организовывает повышение профмастерства рабочих и бригадиров. «Труд по обслуживанию искусственных сооружений – не простой, требует физических усилий, выносливости, внимательности, правильной координации движений. Стараюсь быть примером, чтобы каждый сотрудник поддерживал хорошую физическую форму», – говорит Алексей. Он каждый день совершает пробежки. К занятиям бегом и физкультурой привлекает своих сыновей-близнецов, которые учатся в 11-м классе и мечтают получить хорошую профессию. Вместе с ними Алексей занимается английским, понимая, что в наше время знание языка современному образованному человеку открывает гораздо более широкие возможности.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене». 

Татьяна Александрович