16 октября 2021 11:27

16 октября 2021 11:27

фото: личный архив

Расширять кругозор

Библиотекарь со станции Бологое своим горячим интересом к истории железных дорог зажигает сердца людей

В начале сентября заведующий библиотекой на станции Бологое Марина Иванова представила работникам предприятий Бологовского железнодорожного узла – посетителям научно-технической библиотеки свою очередную презентацию, посвятив её 170-летию Николаевской железной дороги.
Презентация «Вокзалы от Санкт-Петербурга до Москвы, построенные по проекту Рудольфа Желязевича», которую Марина разослала всем пользователям Бологовского узла, рассказывает об этом архитекторе. Он был одним из родоначальников нового направления в российском градострое­нии, создав потрясающей красоты образцы промышленной архитектуры: круговое депо Николаевской железной дороги, здание вокзала на станции Вышний Волочек.

Марина – автор множества презентаций на самые неожиданные темы. Часто идеи она находит в календаре, опирается на исторические даты. Например, к 8 сентября, Дню памяти жертв блокады Ленинграда, она подготовила презентацию «Листая дневник ленинградского железнодорожника». В её основу положен дневник школьника Александра Августынюка, который после войны стал инженером Финляндского отделения Октябрьской дороги, а позже – корреспондентом «Октябрьской магистрали». Слёзы наворачиваются, когда читаешь о тех страшных днях, о бесконечном холоде и голоде, о беспросветном страхе воздушной тревоги и близкой смерти. «Сохранять память о тех событиях – это важно для нынешнего молодого поколения, и именно это я вижу одной из целей своего труда, – говорит автор. – А если говорить об отрасли, то подвиг железнодорожников в блокадные дни – одна из самых величественных страниц нашей истории. Люди ежедневно жертвовали собой, помогая фронту и спасая ленинградцев».

Весной этого года Марина сделала презентацию к 60-летию полёта в космос Юрия Гагарина, где первый космонавт Земли предстаёт не только как лётчик, но и как простой человек, которому пришлось преодолеть множество трудностей, прежде чем он оказался в центре внимания всей планеты. Слайды рассказывают и о том, что путь космическим аппаратам от заводских стапелей до стартовой площадки обеспечивает железнодорожный транспорт. Удивительно, сколько публикаций в СМИ, научно-популярных и художественных фильмов посвящено космическим аппаратам, но работа инженеров и техников, железнодорожников, разрабатывающих и эксплуатирующих нестандартный подвижной состав, всегда оставалась в тени.

А нынешним летом Марина осветила тему, которой заинтересовались многие работники предприя­тий – «Борьба железнодорожников с пандемией более 100 лет назад».

Библиотека получает много отзывов о творчестве Марины Ивановой. «Всегда с удовольствием читаю ваши презентации. Информация интересная, и несмотря на обилие деталей, воспринимается и запоминается легко», – пишет ведущий инженер по эксплуатации технических средств Бологов-ской дистанции электроснабжения Лариса Рябикова.

«Мои презентации получили необычайную популярность и стали особенно востребован­ными во время удалёнки, – говорит Марина. – Дистанционная работа и обучение сделали поиск информации и общение в сети вариантом нор­мы, и многие из тех, кто прежде не слишком дружил с компьютером, занялись самообразованием, находя интересные и полезные материалы в Интернете. А я делюсь с пользователями той ин­формацией, которую можно получить только в архивах или специальной литературе».

Имея большой опыт публичных выступлений перед взрослой аудиторией, она разработала цикл занятий по истории железной дороги для учащихся Бологовской опорной школы № 12. Когда был запущен ретромашрут на паровозной тяге Бологое – Куженкино – Осташков, Марина взяла на себя проведение экскурсий на станции Куженкино. Это уникальный вокзал, где сохранилась большая часть инфраструктурных железнодорожных объектов. В музейном комплексе «Старинная станция Куженкино» можно увидеть архитектурные постройки начала XX века: здание вокзала, водонапорную башню, керосиновый погреб и прекрасные залы ожидания для пассажиров 1-го класса, где отдыхали состоятельные граждане, и 2-го класса, где можно было «испить кипяточку» пассажирам рангом пониже.

Весной этого года руководство бологовской средней школы направило начальнику ОЖД благодарственное письмо, за организацию участия школьников в проекте историко-заповедной дороги Бологое – Осташков. «Наша школа тесно взаимодействует с технической библиотекой станции Бологое. За два года более 300 учащихся совершили незабываемое путешествие на паровозе. Мы очень рады, что сотрудники Октябрьской дороги – такие неравнодушные и увлечённые люди, как Марина Юрьевна Иванова, которая помогает нам достигать поставленных целей в воспитании подрастающего поколения», – написала в своём обращении директор школы Нина Смирнова.

В небольшом городке Марину знают, пожалуй, все, ведь она была инициатором и организатором событий, получивших большой резонанс в местных СМИ. Так, в 2019 году, на вокзале Бологое более сотни железнодорожников стали участниками встречи с Алексеем Вульфовым, писателем, композитором и председателем Общества любителей железных дорог. Лидер в области сохранения железнодорожной ретротехники провёл здесь презентацию своей книги «История железных дорог».

«Я люблю своё дело и своими знаниями щедро делюсь с теми, кому это интересно. Ни один образованный человек не откажется от получения новых сведений пусть даже из той отрасли, которой он прежде не интересовался, поэтому спрос на результаты моего труда высок», – говорит Марина.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Татьяна Александрович