30 ноября 2021 00:14

30 ноября 2021 00:14

фото: мария трошина

Есть контакт!

Рацпредложения направлены на обеспечение бесперебойной работы оборудования даже при возникновении нештатных ситуаций

Старший электромеханик Центрального регио­нального центра связи Кирилл Тройников – один из самых активных рационализаторов стуктурного подразделения Октябрьской дирекции связи.
Общий стаж работы Кирилла на железной дороге – чуть более шести лет, и несмотря на то, что за его плечами нет большого трудового опыта, это не мешает Кириллу генерировать рационализаторские идеи и находить способы их воплощения. Так, за 2020-й год он стал автором шести предложений, а за шесть месяцев этого года внёс их уже десяток.

Но если свежие предложения требуют времени на выявление экономического эффекта или на доказательство своей рациональности, то ранее внесённые уже применяются на предприятии и признаны вполне успешными. Так, например, в марте 2019 года Кирилл предложил идею «Наружная телефонная розетка в пожарном поезде». Для того, чтобы оперативно включать и выключать стационарный телефон, установленный в вагоне пожарного поезда, рационализатор предложил вынести розетку устройства наружу и закрепить с внешней стороны вагона. При монтаже необходимо исключить обрывы проводов и их неправильное соединение. Главными преимуществами установки такой телефонной розетки станет избавление от мотков провода внут­ри вагона и упрощение подключения телефонного аппарата при выезде поезда к месту возникновения чрезвычайной ситуации.

Также в сентябре 2019 года рационализатор предложил решение «Автоматическое отключение питания при пожаре», что позволяет защитить от выхода из строя оборудование связи при возникновении пожара и минимизировать материальный ущерб. Суть заключается в следующем: независимый расцепитель используется для обесточивания электрооборудования, если пожарная сигнализация оповещает о том, что возникла чрезвычайная ситуация. С помощью независимого расцепителя S2C-A1 можно отключать защитные аппараты дистанционно, не приближаясь к зоне, где, например, начался пожар. Это снижает риски производственного травматизма. Устройство соединено с автоматическими выключателями. Обычно его подключают к вводным автоматам – это позволяет обесточить дистанционно сразу весь щиток элект­ро­питания.

Сегодня популярны два вида расцепителя – S2C-A1 и S2C-A2. Для работы S2C-A1 необходимо постоянное или переменное напряжение от 12 до 60 В. Обычно это напряжение берут с устройств пожарной сигнализации. Для работы S2C-A2 необходимо постоянное или переменное напряжение от 110 до 415 В. Эти виды расцепителей соединяются с автоматическими выключателями только с правой стороны. Если по каким-либо причинам независимый расцепитель необходимо соединить с автоматом с левой стороны, то уже нужно приобретать новые устройства, например, S2C-A1L или S2C-A2L – последняя буква «L» в обозначении говорит о том, что его левая сторона подходит для подключения.

«Предлагаю использовать расцепитель S2C-A1 для автоматического отключения питания при возникновении пожара. Ввод этого устройства в схему пожарной сигнализации происходит очень просто: у него всего два контакта, к которым подключаются провода, – рассказал Кирилл Тройников. – Но не всегда схема работает и щитки обесточиваются. Независимый расцепитель воздействует на автомат только через тонкий металлический штырёк, который соединяет их ручки управления. Для дистанционного отключения автомата его недостаточно, потому необходимо использовать пластмассовую вилочку, длиной около 16 мм (прилагается в комплекте к расцепителю), – она должна вставляться в специальные пазы устройства. На автомате этот паз изначально заклеен круглой заглушкой, но с помощью отвёртки убрать её довольно легко». Вилочка имеет с одной стороны три крепления, с другой – два. «Тройную сторону» нужно вставлять в сам автомат – так приспособление будет закреплено масимально прочно. А «двойной» конец должен заходить в расцепитель S2C-A1. После установки вилки нужно «защёлкнуть» автоматы – и устройства готовы к использованию. Проверка независимого расцепителя с установленной вилочкой показала, что за счёт такой доработки S2C-A1 быстро отключает мощный трёхфазный автоматический выключатель, что доказывает – расцепитель необходим для дистанционного отключения защитных аппаратов при срабатывании пожарной сигнализации.

В коллекции рационализаторских предложений Кирилла Тройникова есть и «Применение балансира для последовательно соединённых батарей», имеющее своей целью продление срока службы аккумуляторных батарей и, следовательно, сокращение трат на покупку новых элементов. «В устройствах связи применяются различные схемы на 12 В, где все аккумуляторные батареи, сколько бы их ни было, находятся в параллельном соединении, и у них одинаковое напряжение – на каждом устройстве по 13,1 В, а общее напряжение всей группы, которая всегда состоит из пяти батарей – 65,5 В. Например, на станции Гатчина-Варшавская расположено шесть таких групп, на других станциях их может быть больше, – объясняет Кирилл. – Если необходимо перейти на 24 или 48 В, то появляется проблема с разным напряжением на последовательно соединённых аккумуляторах. Из-за этого при заряде некоторые аккумуляторные батареи уходят в перезаряд и начинают перегреваться, а другие недозаряжаются, и в итоге вся цепочка быстро теряет ёмкость и приходит в негодность. Перегрев
опасен ещё и потому, что, как правило, используются гелевые аккумуляторные батареи (также они бывают кислотные) – при повышении температуры вещество начинает «закипать» и может вытечь из устройства, из-за чего оно придёт в негодность».

Даже полностью одинаковые аккумуляторные батареи со временем всё равно начинают отличаться друг от друга по напряжению, поэтому от этого явления не защитит даже покупка батарей из одной партии. «Для решения проблемы я предложил применить аккумуляторный балансир типа VICTRON BATTERY BALANCER, предназначенный для выравнивания напряжения, – рассказал Кирилл Тройников. Это устройство из линейки активных балансиров с током балансировки 0,7 А. «Активные» – это значит что энергия с более заряженной аккумуляторной батареи «переходит» в менее заряженную, а не просто сжигается на сопротивлении. Есть индикация работы и реле тревоги – оно замыкается, если на аккумуляторной батарее различие по напряжению превышает 0,2 В. На 48 В необходимо три реле тревоги.

Светодиодные индикаторы выглядят так: зелёный свет включён, когда напряжение аккумуляторной батареи более 27,3 В, оранжевый загорается при отклонении более 0,1 В, красный – сигнал тревоги – его включение оповещает об отклонении более 0,2 В. Реле сигнализации функционирует так: нормально открытый контакт замыкается, когда включается красный светодиод. Контакт остается замкнутым до уменьшения отклонения до 0,14 В, или до снижения напряжения АКБ до 26,6 В. Сброс реле сигнализации осуществляется при помощи кнопки, подключённой к двум терминалам.

«Для меня рационализаторство – это творческая работа, ресурс для профессионального самовыражения, возможность применить свои навыки не только в повседневном труде, но и попробовать сделать что-то полезное, доработать устройства так, чтобы деятельность нашего предприятия была ещё более эффективной, – отметил Кирилл Тройников. – Интересно и важно придумать что-то нужное самому – и для опыта, и для личностного роста».

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Мария Трошина