05 декабря 2021 02:04

05 декабря 2021 02:04

фото: иван куртов

Вагоны для будущего

Умные и тяжеловесные: на конференции в ПГУПС обсудят актуальные конструкции подвижного состава

На следующей неделе, с 13 по 16 июля, в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I состоится XV Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)». Помимо вуза, в числе организаторов мероприятия – Союз «Объединение вагоностроителей», Научно-внедренческий центр «Вагоны», Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий.
Основную тему конференции – совершенствование подвижного состава железных дорог в интересах собственников и операторов подвижного состава и железнодорожного транспорта в целом, обозначил заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» ПГУПС, доктор технических наук, профессор Юрий Бороненко.

– Юрий Павлович, какова история конференции «Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)»?

– Первая такая конференция состоялась в 1999 году. В конце XX века ставили вопрос: какой подвижной состав нужен для XXI века? Сперва проводили конференцию раз в два года, а с 2013-го − в ежегодном формате. В 2020-м это мероприятие не организовывалось, но отрасль продолжала работать, и нам есть что обсудить за прошедшие два года.

– Ранее на конференцию приезжали не только представители науки и железнодорожной отрасли России, но и участники из других стран. В этом году предусмотрено онлайн-подключение спикеров?

– Выбран только очный формат, с соблюдением всех норм безопасности. Гостей из других стран будет меньше, чем ранее. Традиционно широка отечественная география – соберутся специалисты вузов, научно-исследовательских институтов, испытательных центров Москвы, Санкт-Петербурга и Урала, связанных с вагоностроением, конструкторы и технические руководители АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», АО «Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания», Холдинга АО «РМ Рейл», Тихвинского и Тверского вагоностроительных заводов, а также операторские компании «ПГК», «ФГК», «Евросиб» и другие крупные собст­венники вагонов. Отрасли нужен диалог разработчиков, учёных и представителей транспортного бизнеса.

– Сколько вагонов сейчас на балансе собственников?

– Всего более миллиона грузовых вагонов, при этом ОАО «РЖД» принадлежит около 70–80 тыс., что составляет менее 10% от общего парка – это специализированные вагоны для постройки, обслуживания и восстановления железнодорожного пути. Но обеспечение качественного обслуживания всех вагонов в пути следования, их надёжности и безотказности – важнейшая задача и для Управления вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Поэтому каким будет новый вагон важно знать всем – и перевозчикам, и работникам служб, связанных с ремонтом и обслуживанием подвижного состава.

– Какую проблему отечественного вагоностроения ныне можно счесть основной?

– Определить какой подвижной состав нужен потребителю. Конструкторы разрабатывают новые вагоны и предлагают клиенту, а тот, в свою очередь, решает, устраивает его продукт или нет. Сейчас на рынке вагоностроения достаточно сложная ситуация: мощностей хватит на производство 80 тыс. грузовых вагонов в год, а ориентировочная потребность на 2021-й – 40 тыс. Выиграет тот, кто предложит более эффективный подвижной состав!

– Юрий Павлович, есть ли тренды в разработке подвижного состава, за которыми – будущее?

– Актуальное конструирование можно разделить на три направления. Первое – обеспечение развития тяжеловесного движения – производство вагонов увеличенной вместимости и грузоподъёмности. Инновационные вагоны, о которых мы мечтали в конце XX века на первой конференции, уже имеют нагрузку от оси на рельс 25 тонн, при этом могут везти примерно 75 тонн груза. Предыдущие модели перевозили 70 тонн при осевой нагрузке в 23,5 тонны. Считаю, что в перспективе необходимо повышать осевую нагрузку до 27 тонн – тогда грузоподъёмность увеличится ещё на 5−8 тонн до 80−85 тонн. Это был бы хороший вклад вагоностроителей в увеличение провозной способности Транссиба и БАМа. Сейчас не везде путь и железнодорожные мосты смогут выдержать такое воздействие, учёные и конструкторы ищут пути снижения динамических нагрузок, а ОАО «РЖД» работает над усилением конструкции пути. На конференции планируется обсудить способы решения этой важнейшей проблемы.

Второе – развитие скоростного движения – объём перевозок контейнерами растёт, возникает необходимость увеличения скорости доставки грузов для обеспечения конкуренции с альтернативными видами транспорта. Для этого нужны новые вагоны и ходовые части.

Третье – «умные вагоны» – цифровизация вагонов повышает безопасность движения, сокращает эксплуатационные расходы. Но на грузовых вагонах нет электричества. Это требует применения новых энергоёмких аккумуляторов или генераторов, что увеличит стоимость подвижного состава, и пока многие собственники и операторы вагонов относятся к этому скептически. Надеемся на конференции переубедить их.

– Будут ли доклады о пассажирских вагонах последнего образца?

– Заявлен доклад технического директора Тверского вагоностроительного завода Алексея Могучева – они выпускают новую линейку пассажирских вагонов, в том числе двухэтажных, которые отличаются от своих предшественников увеличенными габаритами и за счёт этого повышенным комфортом для пассажиров.

– Какие значимые разработки в вагоностроении за последние несколько лет сделаны в ПГУПС?

– Сотрудники университета доложат о финальной стадии разработки и испытаний новой тележки для грузовых вагонов производства АО «Рузхиммаш» – начало этого проекта положено ещё в 2010 году. Ныне завершаются испытания. Конструкторы – доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ПГУПС Людмила Цыганская, ведущий научный сотрудник Вячеслав Решетов, научный сотрудник Владимир Коршунов расскажут о достоинствах тележки модели 18-9891. Их продукт открывает новое направление развития подвижного состава для корпорации «РМ Рейл». Новизна тележки заключается в следующем: улучшена конструкция рессорного подвешивания тележки с осевой нагрузкой в 25 тонн, за счёт чего снижается воздействие на путь, как в вертикальном направлении, так и в боковом. Тележка может быть снабжена небольшим электрогенератором, что позволит снабжать электроэнергией диагностические приборы грузового вагона. В планах запустить в эксплуатацию тележку, «дружественную к пути», для умных вагонов.

– Среди выпускников-вагонников немало тех, кто после учёбы продолжил профессионально «расти» и достиг высокого уровня. Кого из них Вы хотели бы отметить?

– Многие выпускники кафедры стали разработчиками, учёными, руководителями компаний. Среди них – генеральный директор Тверского вагоностроительного завода, кандидат технических наук Артём Овелян, заместитель генерального директора по техническому развитию группы компании «Евросиб» Сергей Гончаров, заместитель генерального директора – главный инженер АО «ФГК» Андрей Шевцов. Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий возглавляет бывший аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», а ныне доктор технических наук, профессор нашей кафедры Анна Орлова. Многие выпускники стали начальниками вагоноремонтных и эксплуатационных депо на полигоне Октябрьской, Северной, Московской железных дорог.

– Вы сам – выпускник этой кафедры. Чем в юности Вас привлекло это направление?

– Я окончил ЛИИЖТ в 1971 году. Это направление выбрал после окончания средней школы, причём во многом случайно – понравилось название «Вагоностроение и вагонное хозяйство». Поступил в филиал ЛИИЖТа в Великих Луках. Педагогический состав, во главе которого тогда был – заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации Иван Челноков, организовал учебный процесс так, что студенты, желающие получить больше знаний, чем заложено в базовую программу, участвовали в научной деятельности – это меня увлекло. Так и прошёл путь от лаборанта и младшего научного сотрудника до заведующего кафедрой. Ныне также являюсь руководителем Научно-внед­ренческого центра «Вагоны», созданного нами 25 лет назад. В центр мы приглашаем на практику студентов ПГУПСа, участвуем в подготовке аспирантов.

– Несколько дней назад выпускники кафедры защитили дипломные работы. Какие темы выбирают студенты-вагонники?

– Многие интересуются разработкой вагонов, которых ещё нет в эксплуатации: палетных вагонов, вагонов со сменными и съёмными кузовами, высокоскоростных вагонов – у нас часть дипломных проектов посвящены этому. Многие студенты выбрали направления цифровизации, диагностики вагонов, новых технологий их обслуживания и ремонта – молодые специалисты следят за трендами отрасли.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Беседовала Мария Трошина