23 июня 2021 01:55

23 июня 2021 01:55

фото: иван куртов

Мышка вместо пульта

Переключение на новую микропроцессорную централизацию позволит повысить производительность труда и пропускную способность

В ночь с 27 на 28 апреля на железнодорожной станции Рыбацкое ОЖД прошло ночное «окно» во время которого специалисты различных подразделений ОЖД и подрядных организаций заменили устаревшие устройства сигнализации, централизации и блокировки на систему микропроцессорной централизации ЭЦ-ЕМ.
«Переключение устройств разделено на этапы, – рассказал заместитель начальника службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры Павел Потапов. – Сначала пропуск поездов осуществлялся по третьему и шестому пути, на остальных четырёх трудились бригады СЦБистов, которые в рамках следующего этапа перешли на третий и шестой пути».

Сейчас участок Санкт-Петербург – Ижоры единственный объект на Октябрьской дороге, где прошла полная замена устройств СЦБ. Проектирование микропроцессорной цент­рализации ЭЦ-ЕМ с интегрированной автоблокировкой АБТЦ-ЕМ на прилегающих многопутных перегонах Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский – Рыбацкое и Рыбацкое – Ижоры выполнено институтом «Гипротранссигнал­связь». Нововведение предусматривает бесконтактное управление стрелочными приводами и светофорами, которые, кстати, модернизированы – теперь они оборудованы светодиодными светооптическими системами.

Устройства электрической централизации станции Рыбацкое и автоблокировки на прилегающих перегонах осуществляется от общего управляющего вычислительного комплекса УВК-РА, изготовленного ОАО «Радиоавионика». По словам Павла Потапова, если раньше дежурные по станции переводили стрелки и открывали светофоры с помощью пульта, то теперь достаточно нажатия компьютерной мышки. Выглядит это так: на мониторе – схема станции, с помощью которой работник управляет устройствами. Все случаи отказов технических средств, неисправность коммутаторов видны на схеме: место их возникновения отображается на экране, что даёт возможность оперативно отправить бригаду специалистов для их устранения. Также, после ввода новых устройств, на замену медным кабелям придут волоконно-оптические линии связи, по которым будет проходить передача информации между станциями. Также ОАО «Радиоавионика» разработала программное обеспечение для управления системой ЭЦ-ЕМ.

Станция Рыбацкое стала первой на сети отечественных железных дорог, где подключено программное обеспечение такого высокого технического уровня. Цифровой модуль контроля рельсовых цепей предоставлен ООО НПП «Стальэнерго». Такое масштабное обновление системы организации работы станции приведёт к снижению количества устройств СЦБ, что повысит производительность труда. Специалисты компаний-подрядчиков также участвовали в дополнительном обучении сотрудников Санкт-Петербург-Сортировочный-Московской дистанции СЦБ, которым предстоит работа с новой системой.

Сейчас, после завершения «окна», началась опытная эксплуатация, которая продлится около полугода. По её итогам будет решён вопрос тиражирования новинок в других дистанциях СЦБ.

Мария Трошина