14 мая 2021 16:44

14 мая 2021 16:44

фото: архив музея узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский

Вагончик тронется

В воскресенье, 14 мар­та, в «Музее узкоколейной железной дороги» в посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородской области, состоялось торжественное награждение представителей Октябрьской дороги, принявших участие в реставрации автомотрисы АМ-1 с заводским номером 169. Уникальность проекта – в восстановлении полностью оригинальной машины – с «родными» запчастями и аутентичным дизайном. Важно, что автомотриса не только по-винтажному эстетична, она ещё и на ходу.
Полтора года непрерывной работы, пять таких же автомотрис в качестве «доноров», кропотливое изучение чертежей, сбор запчастей – и АМ-1 вновь получила возможность ехать по узкоколейной дороге. Воссоздан и аутентичный интерьер: небольшие сидения из дерева для 37 человек, оконные рамы из карболита, стены, обшитые белым дерматином. Сел – и отправился на несколько десятилетий в прошлое со скоростью 60 км/ч. Предназначалась АМ-1 для транспортировки рабочих и жителей посёлков. Интересна концепция автомотрисы – это самоходный вагон с двигателем и двумя местами для машиниста – в передней и задней частях. Тяга, как тогда подсчитали, затратна при таких пассажирских перевозках. Также к машине можно было прицепить вагоны: обычно один или два, хотя по техническим параметрам она могла тянуть и пять.

В целом в реставрации непосредственно и косвенно приняло участие более сотни людей. Представители ОЖД помогали не только руками, но и с организацией этапов восстановления: начальник Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Тимур Кунин, заместитель начальника Октябрьского центра научно-технической информации и библио­тек Павел Стрелков, начальник Малой Октябрьской железной дороги Владимир Чиликин, ревизор Северо-Западного регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности структурного подразделения АО «ФПК» Глеб Зябко, контролёр состояния железнодорожного пути Санкт-Петербург-Фин­ляндской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Валентин Свительский, машинист теп­ловоза эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Варшавский Октябрьской дирекции тяги Павел Курбанов.

Идея торжественного мероприятия принадлежит депутату Государственной Думы Александру Васильеву. За личный вклад в сохранение исторического наследия узкоколейного железнодорожного транспорта в РФ и участие в создании уникального музейно-туристического объекта в Новгородской области он вручил железнодорожникам благодарственные письма. Также в церемонии принял участие заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам пассажирского комплекса Дмит­рий Пегов.

«Воскрешать» полу­вековую красавицу пришлось буквально из пепла, грязи и ржавчины. Реставрация проходила под открытым небом, в полевых условиях. Машина, выпущенная на Демиховском машиностроительном заводе в Орехово-Зуево в августе 1968 года, весит 15,5 тонны, длина кузова по осям сцепок – 12,5 м, ширина – почти 2,5 м. Всю свою трудовую жизнь она проработала на железной лесовозной узкоколейной дороге в посёлке Тав­рический в Новгородской области, а после «отставки» несколько десятилетий использовалась там же в качестве сарая.

В 2017 году её кузов был привезён в Музей узкоколейной дороги в Тёсово-Нетыльский и ждал своего часа. Через два года Музей вы­играл конкурс Фонда президентских грантов. Проект восстановления этой машины назывался «Экспресс советских торфоразработок». Появилось финансирование – приступили к работе. Из посёлка Тёсово-Нетыльский привезли ещё половину кузова, служившую гаражом у местного жителя. В целом на ремонт кузова – от сварки элементов до выравнивания, грунтовки и покраски – ушло более полугода.

«Нашими коллегами из других клубов медленно ведутся работы по восстановлению ещё трёх музеефицированных машин, – объяснил директор Музея узкоколейной железной дороги в Тёсово-Нетыльском Алексей Помигуев. – Две наиболее комплектные были вывезены в Румынию в начале 2000-х годов, там одна машина восстановлена в городке Вишеу-де-Сус и ездит по горной туристической дороге, но всё её «родное» оборудование было заменено более современным и удобным в эксплуатации».

Организовали экспедицию в Румынию за трансмиссией, двигателем, элементами системы управления, из Беларуси доставили одну тележку, вторую предоставили коллеги из клуба любителей железных дорог «УЖД Северо-Запада». Часть работ велась в Санкт-Петер­бурге, потом узлы привозили в Тёсово-Нетыльский для монтажа. Параллельно с по­мощью интернет-площадок собирали оставшиеся недостающие аутентичные детали.

«С сохранения технического наследия начинается бережное отношение к истории нашей отрасли. «Без прошлого нет будущего» – все знают это выражение, – сказал начальник Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Тимур Кунин. – В музее можно прикоснуться к истории процессов оте­чественного машиностроения. В качестве объекта рес­таврации выбрали именно АМ-1, потому что она – одна-единственная – больше таких машин в России нет».

Сейчас восстановленная АМ-1 лишь раз в месяц используется для туристических рет­ро-поездок в Тёсово-Нетыльском – сотрудники музея её берегут. Машина следует по маршруту от музейной площадки до торфоразработок, проходя примерно 12 км. Кстати, уже в это воскресенье, 28 марта, в Тёсово состоится экскурсия для сборной группы – участники смогут на себе испытать комфорт и винтажный дух автомотрисы.

Мария Трошина