16 апреля 2021 20:15

16 апреля 2021 20:15

Сложнейшие устройства начинались с забора

Девятого марта исполнится 150 лет со дня рождения учёного Николая Емельяновича Долгова (1871 – 1919), изобретателя железнодорожного вагона-путеизмерителя.
Сын станового пристава Вят­ской губернии окончил в 1894 году столичный университет и в 1899-м Институт инженеров путей сообщения, после чего работал на изысканиях линии Оренбург – Ташкент, был начальником дистанции на строительстве участка Витебск – Жлобин и второй Екатерининской железной дороги, с эксплуатацией которой он и связал свою дальнейшую судьбу.

На основании сформулированных зарубежными учёными принципов изучения поведения верхнего строения пути Долгов с самого начала работы на Украине организовал наблюдение. В 1904-м он приступил к изучению влияния дождевых стоков на искусственные сооруже­ния. Богатую пищу для размышлений да­ли ему летние ливни 1906 года, когда из-за неправильно сделанных отверстий в искусственных сооружениях вода шла по полотну, размывала балласт, заливала кюветы, разрушала насыпи. Благодатной почвой для размышлений и анализа стали и масштабные обвалы земляного полотна в апреле 1907-го. Вскоре после этих событий он на своём участке приступил к непрерывному изучению осадков, а также к их влиянию на устойчивость железнодорожного пути. Результаты этой работы он изложил в изданном в трёх выпусках (1908, 1914 и 1915-го) труде «О нормах Кестлина и несоответствии их результатам наблюдений над ливнями на Екатерининской дороге». В нём он опроверг принятые на западе нормы расчёта отверстий искусственных сооружений и предложил свои, которые сразу же нашли практическое применение в дистанциях пути.

До 1908 года Долгов наблюдал за снежными заносами, с которыми не справлялись даже мощные снего­очистители, так как за несколько минут после очистки путь заметало снова. На основании наблюдений он выявил зависимость между метеорологическими явлениями и топографией места, количеством отложений на пути и конст­рукцией полотна и определил, что из различных видов снегозащиты наиболее эффективными будут заборы высотой в одну сажень. Установленные по его правилам на Бердянской линии заборы выдержали ураган 27–28 февраля 1914 года, в то время как ветер со скоростью 30 м/с повалил многие телеграфные столбы.

В процессе наблюдений Долгов спроектировал ряд диагностических приборов, но не хватало одного – «для автоматической записи главнейших элементов рельсовой колеи». Такого рода приборы уже существовали, однако точностью не отличались – в основном из-за сложности в фиксации стрелки при движении в пути следования.

Трёхлетние исследования учёного дали свои плоды: ему удалось избавить отдельные части прибора от колебаний. Во время испытаний свой путеизмеритель Долгов устанавливал на тележ­ку, а в январе 1916 года поставил на двухосный вагон. Прибор измерял параметры пути, которые записывал графически, – просадки, вертикальные и горизонтальные толчки, динамическую нагрузку на рессоры и т.д., а также скорость движения. Причём точность в возвышении одного рельса над другим прибор выявлял с точностью до нескольких сантиметров, а в уширении пути – в 6 мм! За один только 1916 год его путеизмерителем проверили более 4,5 тыс. км пути и выявили в среднем по 0,7 неисправностей на каждый километр. Путеизмерители Долгова с успехом применяются и в наше время.

Отметим, что исследовательскую деятельность учёный совмещал с производственной работой, преподаванием гидротехники в горном институте в Екатеринославле (ныне Днепр), длительными командировками, в которые направляло его заинтересованное в результатах исследований руководство МПС, подготовкой диссертации в ИИПС и уходом за больной туберкулёзом женой. Не обошлось и без трений с непосредственным начальником, каковым являлся Константин Книппер, шурин выдающегося писателя Чехова. Такая чрезвычайная многолетняя физическая и эмоциональная нагрузка подорвала его здоровье и Николай Долгов умер во второй год после установления Советской власти, не дожив даже до своего 50-летия.

Алексей Островский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30