12 мая 2021 20:34

12 мая 2021 20:34

фото: иван куртов

Сберегая ресурсы

Мероприятия в рамках инвестпроекта повышают производительность, безопасность труда и экономическую эффективность

В четверг, 21 января, подведены итоги 2020 года по реализации на полигоне ОЖД сетевого инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» .
В конце декабря в рамках этого проекта была запущена блочно-модульная газовая котельная на станции Торжок. «Планируемый экономический эффект от ввода нового объекта теплоснабжения на энергосберегающих технологиях составит более 5 млн руб. в год, – говорит начальник службы технической политики ОЖД Николай Сёмин. – Это мероприятие позволило усовершенствовать операционную эффективность, оптимизировать трудовые ресурсы и улучшить условия охраны труда работников, достичь экономии топочного мазута и дизельного топлива. Также переход на более экологичный вид топлива поможет снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду. В 2021 году работа по переводу котельных на альтернативные виды топлива продолжится – в том числе, дизельных котельных на станциях Санкт-Петербург-Финляндский, Рябово и Шушары. Также разрабатывается проект санитарно-защитной зоны для прохождения Главгосэкспертизы проекта по переводу на газ котельной на станции Санкт-Петербург-Товарный-Витебский».

Инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» реализуется на полигоне ОЖД с 1998 года. Его главные цели – повышение энергетической и операционной эффективности подразделений компании и повышение безопасности и производительности труда работников. Задачи в рамках проекта – поиск и внедрение наилучших инновационных разработок, использование малообслуживаемых и необслуживаемых технических средств, построение элементов «умной» станции, включая освещение и объекты генерации тепловой энергии, построение элементов «цифровой локомотив», а также качественное обновление основных фондов. В результате сокращаются эксплуатационные расходы компании, оптимизируются производственные издержки, повышается производственно-экономическая эффективность.

Также одна из целей инвестиционного проекта – апробация и мониторинг эффективности инновационных технических средств и технологий для оценки целесообразности их дальнейшего тиражирования.

По словам главного инженера ОЖД Виталия Попова в 2020 году в рамках инвестпроекта проведена работа по внедрению 158 единиц техники на сумму более 93 млн руб. Мероприятия под руководством службы технической политики ОЖД реализованы по линии различных дирекций и служб. Вот только некоторые примеры. Проведены проектно-изыскательские работы по внедрению системы движения поездов с использованием распределённых акустических датчиков на участке Ржев-Балтийский – Великие Луки, которая поможет снизить энергоёмкость, трудоёмкость и материалоёмкость технологических процессов и повысить надёжность и безопасность объектов инфраструктуры.

На седьмом пути нечётной горловины станции Бабаево установлены для опытной эксплуатации 84 стоппера – домкратовидных устройства закрепления состава, что исключает необходимость труда работников, так как операция производится автоматически и значительно сокращает время на обработку поездов по прибытию, – в итоге увеличивается пропускная способность станции. Подконт­рольная эксплуатация действует до апреля 2021 года с целью оценки надёжности устройств в зимний период. После анализа полученных данных будет рассмотрен вопрос о тиражировании технологии на сеть железных дорог.

Также в 2020 году введено в эксплуатацию по нормальной схеме устройство поперечной компенсации реактивной мощности на посту секционирования контактной сети по станции Комариха, внедрённое в опытную эксплуатацию в 2019 году в целях снижения потерь электроэнергии на тягу поездов и повышения пропускной способности участка Бабаево – Кошта.

Продолжилась опытная эксплуатация высокотехнологической системы «умные руки», внедрённой на ряде предприятий в 2019 году. Комплект оборудования, включающий в себя шлем и очки с технологией дополненной реальности, позволяет удалённо отлеживать действия сотрудников предприятий, что снижает риск производственных технологических ошибок, а также с помощью функции сканирования QR- и штрих-кодов просмат­ривать инструкции, технологические карты оборудования непосредственно на месте выполнения работ – это сокращает время на устранение неполадок и проведение осмотров.

Кроме того, в 2020 году на локомотивах серии ВЛ-10 было установлено 17 единиц автономной системы информирования машиниста с функцией электронного маршрута. Проведены проектно-изыскательские работы по установке 43 автоматизированных систем энергоэффективного отопления с функцией погодного регулирования и удалённой диспетчеризацией. Выполнены строительно-монтажные работы по внедрению светодиодной системы освещения с автоматизированным управлением на базе ПМС-88 на станции Рябово.

В рамках инвестиционного проекта на полигоне ОЖД реализованы и другие инновационные мероприятия, многие из которых снижают потребление энергетических ресурсов и за счёт автоматизации повышают пооперационную эффективность производственных процессов.

«В результате за 2020 год при плане 62,6 млн руб. экономический эффект составил 80,6 млн руб. (128%), – говорит главный инженер ОЖД Виталий Попов. – В том числе, от внедрений в 2019 году – 50,5 млн руб. при запланированном эффекте 36,3 млн руб. (139%), и от внедрений в 2018 году – 30,1 млн руб. при плане 26,3 млн руб. (115%). Ожидаемый план экономии на 2021 год от мероприятий 2020 года составит 9,9 млн руб., от мероприятий 2019 года – 36,3 млн руб.».

Наталья Александрова