01 марта 2021 18:50

01 марта 2021 18:50

фото: архив семьи черниговских

Дороги жизни Юрия Черниговского

Движенец по профессии и железнодорожник по призванию, он был легендой Петрозаводского отделения ОЖД

В январе ушёл из жизни заслуженный работник народного хозяйства Карелии, Почётный железнодорожник, Почётный работник Октябрьской железной дороги Юрий Михайлович Черниговский.
Родился он на Ставрополье, в селе Петровском, в 1938 году. Ныне это город Светлоград. Отца он не видел со своего рождения восемь лет. Перед тем как ему появиться на свет, отец ушёл служить в армию и вернулся домой только в конце 1945-го. Зато – живой.

С детства жизнь маленького Юры была пропитана железной дорогой, запахом креозота. Время в селе определяли по паровозному гудку со станции: длинный гудок – час, короткий – полчаса. К тому же с малых лет Юра ходил чистить паровоз. Доверяли машинисты мальчишкам чистить котлы. Те скребли их с радостью, потому что из шлака можно было выловить кусочки несгоревшего угля и за лето собрать целый ящичек драгоценного в степи топ­лива. А потом, зимой, сладить буржуйку из чугунка с трубой и греться от неё.

Закончилась война, Юра окончил школу, но о работе на железной дороге даже не мечтал – это ж как высоко! Поэтому отправился поступать в сельскохозяйственный институт в Ставрополе. И не поступил. Вернувшись домой, выпросил в колхозе направление в Таганрогское железнодорожное училище, послал туда документы, не особо надеясь. А оттуда пришло уведомление о зачислении десятиклассника Черниговского. 1 ноября 1956 года началась железнодорожная жизнь Юрия Михайловича: он приступил к учёбе. Окончил группу дежурных по станции, и 62 года назад волею судьбы оказался в Карелии. Работать начинал на участковой станции Сортавала тогдашней Кировской железной дороги (КЖД) вначале стрелочником и сцепщиком вагонов, потом его назначили дежурным по станции Суоярви-2, а затем и участковой станции Суоярви -1.

С конца 1950-х Юрий Черниговский – уже поездной диспетчер тогдашнего Сортавальского отделения КЖД, руководил движением поездов на участках Суоярви – Петрозаводск и Суоярви – Суккозеро – Лендеры. Потом был перевод в Кемь – и годы работы поездным диспетчером участка Беломорск – Маленга, а затем Кемь – Лоухи. И уже вскоре молодой специалист заявил о себе, как передовик ускоренного продвижения поездов путём заключения договоров с их машинистами.

Особенно эффективно заработало это в периоды, когда на участках велось строительство второго пути, перевод перегонов на автоблокировку, и станций – на электрическую централизацию, что требовало предоставления больших «окон». Потом последовал и перевод участков на диспетчерскую централизацию, а впоследствии – и на электровозную тягу.

Кстати, и жена Юрия Михайловича, Зинаида Гавриловна, после работы дежурным на ряде станций, тоже стала поездным диспетчером и руководила движением поездов на участке Идель – Медвежья Гора. Забегая вперёд, отметим, что жизнь свою с железной дорогой связали и их сыновья – Михаил и Андрей.

А потом было неожиданное для Юрия Черниговского избрание его председателем райпрофсожа тогдашнего Кемского отделения Октябрьской дороги. В хлопотной этой должности проработал он более десяти лет.

Юрий Михайлович постоянно дополнял свой опыт новыми знаниями. Уже работая на дороге, он закончил Петрозаводский железнодорожный техникум, ЛИИЖТ, отучился во Всесоюзном институте повышения квалификации МПС, в Российской академии путей сообщения. В 1986-м Юрия Черниговского назначили первым заместителем начальника Кемского отделения Октябрьской дороги. А когда отделение объединили с Петрозаводским, он стал первым заместителем руководителя и этого подразделения дороги.

Это был напряжённый в работе карельских железнодорожников период, когда поэтапно велась электрификация сперва северных участков отделения дороги – Лоухи – Кемь – Беломорск – Идель – Медвежья Гора, а затем, уже в конце 1990-х – начале 2000-х – и южных: Медвежья Гора – Петрозаводск – Свирь.

Сопровождалось это большой реконструкцией станции Свирь, которая из линейной стала участковой, к тому же стыковой и между двумя отделениями дороги, и между родами тока. В то время Черниговского сложно было застать дома: он постоянно находился в разъездах, много времени проводил на станции Свирь. Зато именно ему в декабре 2005-го было доверено символически отправить первый электропоезд из Петрозаводска в Свирь.

Трудовая деятельность Юрия Михайловича была отмечена присвоением ордена «Знак Почёта» и ряда ведомственных наград, званий «Заслуженный работник народного хозяйства Карельской АССР», «Почётный железнодорожник», «Почётный работник Октябрьской железной дороги».

Последние годы Юрий Михайлович возглавлял Совет ветеранов Петрозаводского региона Октябрьской железной дороги, где вёл большую общественную деятельность. За это Центральный совет ветеранов войны и труда ОАО «РЖД» присвоил ему звание «Почётный ветеран железнодорожного транспорта». В ноябре 2018-го Юрий Михайлович Черниговский отметил своё 80-летие. К событию этому был приурочен выход в свет его автобиографической книги «Дороги моей жизни». По признанию самого автора, работал он над нею десять лет, в основном по ночам. Многие описанные события и случаи сохранила цепкая память Юрия Михайловича, другие сведения он брал из архивных источников. Повествование ведётся в хронологическом порядке, на фоне важных событий, происходивших в разные годы в стране, Карелии, железнодорожном хозяйстве.

Последние годы жизни ветеран стойко боролся с тяжёлой болезнью, однако она оказалась сильнее. Светлая память Юрию Михайловичу…

Валерий Сидоркин