01 марта 2021 18:35

01 марта 2021 18:35

фото: виктор казарин

Терминалистику ждёт развитие

Проект профессора ПГУПС получил высокую оценку компании

На этой неделе самый молодой доктор наук Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александ­ра I (ПГУПС) Оксана Покровская получила от ОАО «РЖД» грант на проведение исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте. В 2017 году она получила звание доцента, с 2018 года имеет учёную степень доктора технических наук. Стала полуфиналистом Всероссийского молодёжного конкурса «Новое звено-2019». За её плечами – 12 лет научно-педагогической деятельности, и это лишь фундамент для новых достижений.
Наше интервью – с профессором кафедры «Железнодорожные станции и узлы» ПГУПС Оксаной Покровской.

– Оксана Дмитриевна, расскажите подробнее о вашей работе, представленной на соискание гранта.

– Её название: «Программный комплекс и цифровая платформа «Терминальная сеть» для автоматизированной продажи, оценки и агрегации транспортно-логистических услуг ОАО «РЖД». Цель – автоматизация продажи, оценки и агрегации транспортно-логистических услуг ОАО «РЖД», включая автоматизацию проектирования, паспортизации, контроля текущего состояния, оценки работы грузовых терминалов, входящих в терминальную сеть холдинга.

В основе проекта – разработка современных цифровых решений и инструментов, направленных на автоматизацию логистических цепей и грузовых терминалов. Многие положения были сформулированы в моей докторской диссертации два года назад.

– Как проходил конкурс на получение грантов?

– Всего в конкурсе принимали участие 58 человек. Экспертная комиссия выбрала 11 работ. До финального совещания в Департаменте технической политики ОАО «РЖД» «дошли» три участника. Мы изложили свои проекты, а руководство определило причастные функциональные подразделения ОАО «РЖД», которые будут курировать их реализацию. В моём случае это ЦФТО и ЦМ.

– Существует мнение, что наступил «век копий», когда все наблюдения и открытия вторичны, и значительных изменений в ту или иную область не приносят. Какие практико-теоретические области на железной дороге пока мало изучены и всё ещё являются полем для научной деятельности?

– Их много. Более того, до сих пор нет полностью исследованных предметных областей. А если в качестве примера рассмотреть цифровизацию – любая сфера деятельности холдинга может быть включена в эту перспективную область. Предлагаемые мной инструменты по маркировке, нумерации, идентификации логистических объектов могут быть масштабированы, и с их помощью можно комплексно оценивать не только отдельные терминалы, но и другие объекты, оцифровать и создать электронный паспорт любого железнодорожного устройства, объекта и даже подразделения.

– Что такое терминалистика?

– Это авторское определение, логика его словообразования: «terminal» (от англ. терминал) + «logistics» (от англ. логистика) = terminalistics, логистика транспортных узлов и терминалов. Терминалистикой я предлагаю именовать новое научное направление по организации, проектированию, управлению и конфигурированию сетей грузовых терминалов, включая вопросы количества и дислокации узлов, функционально-технологического состава, прогнозной и экспертной оценки, с учётом потоковых процессов транспортно-технологического, экономического происхождения и связанного мультипликативного эффекта работы терминальных сетей.

В этом году мной подготовлена рабочая программа учебной дисциплины «Логистика транспортных узлов и терминалов», которую ПГУПС впервые включил в учебный план по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», специа­лизация «Транспортный бизнес и логистика». Изучив курс терминалистики, обучающийся сможет формировать не только логистические схемы и маршруты доставки грузов, но и условия для уникального пакетного сервиса для грузовладельцев.

– Как Вы считаете, появятся ли новые профессии на дороге в обозримой перспективе?

– Безусловно. В условиях цифровой трансформации холдинга «РЖД» это неизбежно. Формируемая сегодня блокчейн-экосистема для открытого и свободного взаимодействия всех участников процесса перевозок – это веление времени. Повсеместная автоматизация, цифровые двойники, смарт-решения, малолюдные технологии – все это способствует тому, что, с одной стороны, появляются новые профессиональные компетенции, которыми должен обладать железнодорожник, а с другой стороны, некоторые профессии из-за активного внедрения цифровых технологий будут «уходить в прошлое».

– Многие ли выпускники ПГУПС предпочитают науку и преподавание прикладным видам деятельности?

– Те, кто поступают в отраслевое образовательное учреждение, априори связывают свою жизнь с железной дорогой. Многие после окончания университета выбирают работу в ОАО «РЖД». Тех, кто погружается в научную сферу, меньше, но они, безусловно, есть. Например, в 2019 году в конкурсе «Новое звено» значительная часть участников – молодые специалисты компании, наши выпускники. В Петербургском университете путей сообщения для молодых ученых сформированы комфортные условия по всем траекториям профессионального и личностного развития.

А если честно, то зачастую не мы выбираем науку, а наука выбирает нас, так получилось и со мной. Не думала оставаться в университете после окончания аспирантуры, а работаю и сейчас.

– Расскажите о развитии студенческой научной деятельности?

– В университете активно работает Студенческое научное общество, мы часто проводим конкурсы грантов внутри института, для мотивации студентов. Например, только в этом учебном году на конкурс «Новое звено» три проекта от ПГУПС были подготовлены с участием наших студентов. Считаю, обучающиеся нашего университета имеют и большой исследовательский потенциал, и все возможности для его успешной реализации.

– Преподавательскую деятельность вы совмещаете с исследовательским трудом. Насколько это сложно?

– Работа не может казаться сложной, если есть искренний интерес и если она действительно любимая. Мне нравится и преподавание, и научный поиск. Невозможно преподавать, не привнося в предмет ничего своего, нового, не используя актуальные знания. Идёт постоянный процесс самосовершенствования. Прикладная разработка всегда должна быть в связке с потребностями компании. И когда занимаешься наукой и при этом параллельно работаешь со студентами, это стимулирует. Как говорится, мы делаем науку, а наука делает нас – делает лучше себя сегодняшних, делает успешнее.

Беседовала Мария Трошина