07 марта 2021 08:01

07 марта 2021 08:01

фото: виктор казарин

Новое звено в цифровизации

Идея чат-бота, предложенная движенцами, получит применение и в других хозяйствах

В понедельник состоялось первое рабочее совещание директора по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгения Чаркина с разработчиками победившего в конкурсе «Новое звено-2020» проекта с рабочим названием «Чат-бот ЦД». Участники встречи обсудили план запуска сервиса, который намечен на 31 декабря 2022 года. Согласно предварительным расчётам, его внедрение позволит каждой дороге сети экономить до 1,9 млн руб. в год.
Идея проекта принадлежит Александру Щапову, начальнику станции Дно Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением. Разработку «Чат-бота ЦД» Александр ведёт с командой коллег-единомышленников: заместителем начальника Вихоревского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением на Восточном полигоне Сергеем Плёнкиным и начальником Рязанского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Андреем Китаевым.

«Чат-бот ЦД» на самом деле – вовсе не чат-бот, а сервис на базе искусственного интеллекта. Его суть в том, что во внутреннем корпоративном мессенджере «eXpress» появится опция, позволяющая задать любой рабочий вопрос и мгновенно получить короткий ответ по существу с чётким алгоритмом действий в той или иной ситуации. Как если бы рядом стоял опытный коллега и говорил в случае нештатной ситуации: «Надо делать так, так и так».

Продукт изначально задумывался с функциями распознавания речи (на дороге бывают ситуации, когда печатать в чат непозволительно с точки зрения безопасности), поэтому его можно будет использовать в качестве голосового помощника: своего рода Google Assistant, только отраслевой, для железнодорожников. На обучение искусственного интеллекта потребуется не меньше года – так пояснил Александр Щапов.

Сейчас функциональным заказчиком сервиса выступает Центральная Дирекция управления движением, поэтому он верстается непосредственно под нужды дежурных по станции и поездных диспетчеров. Новая технология позволит служащим максимально быстро принимать решения.

«Представьте, что на дороге произошло какое-то событие и вам критически важно здесь и сейчас узнать ход ваших действий. К примеру, стрелка потеряла контроль и нужно быстро понять, что делать, – говорит автор технологии Александр Щапов. – Мы провели исследовательскую работу и поняли: на поиск ответов в бумажных носителях дежурному по станции потребуется 2 минуты, в поисковике – 1,5 минуты, в нашем чат-боте – 30 секунд».

Сейчас в РЖД существуют базы данных, содержащие обучающие инструкции, тесты для персонала и нормативный массив, к примеру, АОС Д и АСПИЖТ, но информация в них разрозненна и ответ на вопрос нужно искать самостоятельно, как в поисковике, просматривая несколько документов на заданную тему. «Сервис, который предложил Александр Щапов, не только удобный, но и универсальный; его можно тиражировать не только в Дирекции управления движением, но и среди смежных дирекций и хозяйственных единиц, в том числе и для обучения персонала. Разработка актуальная, даже замес­титель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Валинский, который в этом году возглавлял жюри «Нового звена», на защите «Чат-бота ЦД» решил: «Я тоже себе такую хочу!», – рассказал Антон Пименов, начальник станции Ораниенбаум.

«На производственных предприятиях существует проблема потери знаний, когда опытные сотрудники уходят, не успевая передать все экспертные навыки новичкам, – объясняет Александр Щапов. – Мы же оцифруем всю возможную эксклюзивную информацию, наработанную профессионалами, и решим проблему разрыва поколений на производстве». Несмотря на то, что автору идеи 33 года, он знает ценность связи поколений: ещё его прадеды служили на Западной Сибирской железной дороге, заложив крепкую основу династии.

Александру нравится создавать новые технические решения для отрасли, в которой работает, для него важно процветание и развитие коллектива. Особенную благодарность за поддержку своих начинаний он выражает Дмитрию Лобанову, начальнику Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций. «Когда я готовил проект «Чат-бот», в мой адрес было много критики, порой весьма конструктивной, но Дмит­рий Александрович поддерживал меня на всём протяжении работы, предвидя конечный результат», – говорит Александр Щапов.

Традиционный конкурс ОАО РЖД «Новое звено» в 2020 году впервые прошёл в дистанционном формате. На участие в нём было подано 1900 проектов со всех дорог. Октябрьская железная дорога предложила 232 проекта, из них три, включая победивший «Чат-бот ЦД», попали в шорт-лист (проекты топ-20) «Нового звена». Эти три проекта напрямую связаны с цифровизацией, авторы разработок – сотрудники Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций.

Оксана Абрамова