07 марта 2021 09:50

07 марта 2021 09:50

фото: архив ЦМЖТ РФ

Трасса мужества и героизма

Материалы выставки рассказывают о ходе строительства дороги в сибирской тайге

Во вторник, 1 декабря, в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации (ЦМЖТ РФ) открылась выставка «Абакан – Тайшет – «Трасса мужества», посвящённая 55-ле­тию ввода в эксплуатацию этой железнодорожной линии.
В создании выставки приняли участие Государственный музей современной истории России и подразделение по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги. Сотрудники ЦМЖТ изучили и собрали материалы и документы, рассказывающие об изыскательских работах, а также о ходе строительства дороги, которое велось в 1958–1965 годы. На выставке можно увидеть личные фотографии легендарного изыскателя Александра Кошурникова; уникальные альбомы с фотоотчётами о строительных работах на линии Абакан – Тайшет. Кстати, «Трассой мужества» дорогу нарекли молодые строители-комсомольцы, съехавшиеся на Всесоюзную стройку со всей страны. Этим ребятам приходилось прокладывать магистраль по труднопроходимой сибирской тайге и пересекать непокорные Восточные Саянские горы, испещрённые бурными реками.

История строительства железнодорожной линии Абакан – Тайшет началась в 1942 году, когда шли тяжёлые оборонительные бои под Сталинградом. К проектированию железнодорожной линии Абакан-Тайшет, являющейся завершающим участком Южно-Сибирской магистрали, по заданию правительства приступил Сибирский государственный проектно-изыскательский институт «Сибгипротранс». Рассматривалось два направления трассы: на Тайшет и на Нижнеудинск. Главным инженером проекта и начальником изыскательской экспедиции назначили Александра Кошурникова. Он считал Нижнеудинское направление наиболее перспективным.

Пятого октября 1942-го из посёлка Верхняя Гутара Нижнеудинского района вышла одна из партий экспедиции в составе Александра Кошурникова, Алексея Журавлёва и Константина Стофато. Отважной тройке предстояло пройти через опасные участки Восточных Саян, используя неточные карты 1909 года. 13 октября партия дошла до реки Казыр, далее на плотах вниз по течению. Бурная, порожистая, со скалистыми берегами река ломала плоты изыскателей, затрудняла движение отряда. К концу октября закончилось продовольствие, возникли проблемы с одеждой, наступили холода.

Изыскатели мужественно продолжали работу по исследованию местности, но 2 ноября произошла трагедия, о чём свидетельствует последняя запись в дневнике Александра Кошурникова: «3 нояб­ря. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задернуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алеша выскочил на лёд и полз мет­ров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог ему я, но вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Передвигаюсь ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

Изыскатели прошли 180 км, до населённого пункта оставалось 52 км. Поисковые отряды безуспешно искали пропавших. 4 октября 1943 года рыбаки обнаружили останки Александра Кошурникова и его дневник. Начальник экспедиции вёл записи, отмечая всё важное для строи­тельства будущей трассы: «Террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования»; «Бачуринская шивера – лёгкий порог, проходимый в любую воду на плотах и лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней». Имена мужественных первопроходцев – Кошурникова, Журавлёва и Стофато – были увековечены в названиях станций железнодорожной линии Абакан – Тайшет, улиц Новосибирска, Томска, Абакана, Минусинска и нескольких сибирских посёлков.

«Три имени, как три звезды вдохновляли строителей этой железной дороги на трудовые подвиги, – подчеркнул директор ЦМЖТ Владимир Мителенко. – Более полувека назад их знали все строители этого участка. Фотографии первых изыскателей висели в каждой палатке, в каждой комнате участников строительства».

В декабре 1942 года Александра Кошурникова заменил Евгений Алексеев, – именно он принял решение выбрать Тайшетское направление. В апреле 1958 года XIII съезд ВЛКСМ объявил строительство железнодорожной линии Абакан – Тайшет Всесоюзной ударной стройкой. По комсомольским путёвкам на строящуюся трассу приехало более 35 тыс. юношей и девушек. А 20 декабря 1965 года состоялось официальное открытие движения: из Абакана и Тайшета навстречу вышли два поезда – «Байкал» и «Енисей». На следующий день на станции Саянская поезда встретились, и состоялся торжественный митинг.

В апреле 1966 года правительственные и ведомственные награды были вручены 745 строителям «Трассы мужества». Министерство транспортного строительства СССР даже учредило памятный значок «Абакан-Тайшет», который получили 25 тыс. человек. Пяти участникам стройки присвоили звание Героя Социалистического Труда. Александр Кошурников был посмертно награждён орденом Ленина, а Алексей Журавлёв и Константин Стофато – орденами Трудового Красного Знамени.

Елена Харламова