03 декабря 2020 08:03

03 декабря 2020 08:03

фото: архив семьи Михайловых

Судьба и дорога

Виктор Михайлов прошёл долгий путь от слесаря до руководителя планово-экономического отдела ОЖД

Во вторник, 24 ноября, исполнится 85 лет Почётному железнодорожнику, заслуженному экономисту Российской Федерации Виктору Ивановичу Михайлову. В 1984 году он возглавил планово-экономический отдел ОЖД, которым руководил на протяжении тринадцати лет.
Детство юбиляра пришлось на тяжёлые военные и послевоенные годы. В июне 1941 года Витя с родителями жил в Павловске. В первые дни Великой Отечественной отец ушёл на фронт. Уже 17 сентября немцы вошли в Павловск. Через два месяца мать Вити, Анастасия Николаевна, решила вместе с пятилетним сыном уйти к родственникам, которые жили в Псковской области, тоже уже находившейся в оккупации, в деревню Дорогино, – вспоминает Виктор Иванович.

Путь был долгим. Мама везла сына на санках. Чтобы переночевать, стучались в дома к незнакомым людям. Чаще всего пускали, иногда даже делились скудным ужином. «Свекровь вспоминала, как однажды в доме, где они остановились на ночлег, за столом сидели ребятишки и что-то ели. Витя прижался к ней и шёпотом сказал: «Я тоже очень хочу есть». Хозяева дали им по картофелине и кружке молока», – рассказывает супруга Виктора Ивановича – Валентина Ивановна.

По словам ветерана, в деревне они жили впроголодь, питались в основном с огорода. После того как советские войска освободили Псковскую землю, мама и сын вернулись в Павловск. Но жить им было негде: дом был полностью разрушен.

«Мама узнала, что валяльная фабрика на окраине Ленинграда набирает работ – ников, – говорит Виктор Иванович. – Мы переехали в Парголово – нам дали комнату в общежитии. Мать устроилась на фаб­рику, я пошёл учиться, ведь на тот момент за моими плечами было всего три класса сельской школы. В 1947 году, демобилизовавшись из армии, к нам приехал отец».

Окончив в 1954 году среднюю школу, Виктор поступил в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского (ныне – Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта). Сразу после вручения диплома его призвали в армию. Во время службы ему довелось поездить по всей нашей необъятной стране: его формирование обеспечивало сопровождение и охрану перевозивших военные грузы железнодорожных составов.

После демобилизации Виктор Михайлов пришёл на Октябрьскую дорогу, где проработал 49 лет – до 2009 года. Его производственный путь на ОЖД начался в депо Ленинград-Финляндский (ныне Санкт-Петербург-Финляндский), трудился там слесарем, а затем инженером по эксплуатации. «Одновременно я учился на заочном отделении ЛИИЖТа. В 1966 году меня перевели в управление Октябрьской дороги, в службу локомотивного хозяйства, где я стал заниматься вопросами эксплуатации локомотивов», – рассказывает ветеран.

Следующей ступенью в жизни Виктора Михайлова стала работа в службе движения, в которую его перевели на должность заместителя начальника оперативно-распределительного отдела. Вскоре он был назначен заместителем начальника службы.

Важной вехой в карьере Виктора Михайлова стал 1984 год, когда он возглавил планово-экономический отдел Октябрьской дороги, проработав там до 1997 года.

«В период, когда отечественная экономика переходила на рыночные рельсы, роль планово-экономической службы была очень важна, – говорит бывший начальник Октябрьской дороги, ныне руководитель кластера «Российский Маг­лев» Анатолий Зайцев. – Виктор Иванович постоянно думал над вопросами повышения эффективности работы дороги в новых условиях. Именно для этого мы вместе выезжали в Германию, изучали опыт знаменитой железнодорожной компании Deutsche Bahn».

«Хорошим примером для нынешних экономистов является то, что Виктор Иванович имел опыт работы во многих хозяйства ОЖД, разбирался в технологии железнодорожного транспорта», – утверждает начальник службы экономики и финансов Октябрьской дороги Вадим Тихомиров. – Все, кому довелось работать с Михайловым, подчёркивают, что он умел создать позитивную обстановку в коллективе, нацелить подчинённых на достижение высоких результатов в работе».

«Когда мне было 62 года, я понял, что пришло время уступить дорогу молодым, – с улыбкой говорит Виктор Иванович. – Ушёл с должности начальника экономической службы, но с «железкой» не расстался. Работал помощником начальника дирекции содержания пути, потом инженером по эксплуатации в локомотивной службе».

Железная дорога, по словам самого юбиляра, стала судьбой Виктора Ивановича. Его супруга Валентина Ивановна, тоже экономист, проработала на Октябрьской более 30 лет. Детям, сыну и дочери, родительская любовь к отрасли не передалась, а вот двое из трёх внуков пошли по стопам Михайловых-старших. Анастасия уже окончила ПГУПС, Георгий – студент третьего курса факультета «Управление перевозками и логистика».

«Внук Иван тоже связал свою жизнь с транспортом – окончил Академию гражданской авиации, теперь летает над нами, – улыбается Валентина Ивановна. – Говорит, что его привлекают более высокие скорости». Добавим, что в Октябрьском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания, трудится и невестка юбиляра Инна.

«Не скрою, что мне чрезвычайно приятно, что мои коллеги, мои бывшие подчинённые меня не забывают, – говорит Виктор Иванович. – Поздравляют с праздниками, приглашают на встречи ветеранов. Значит, мой труд и желание двигать дорогу вперёд оценён по достоинству, и я не зря посвятил Октябрьской полвека своей жизни».

Давид Генкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31