02 декабря 2020 03:03

02 декабря 2020 03:03

фото: архив региональной инновационной площадки ОЖД

Коммерческий осмотр теперь в 3D

Современные технологии позволяют оптимизировать труд операторов Сортировки

В ноябре, по завершении пилотных испытаний инновационной автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов с модульной архитектурой АСКО ПВ 3.0, проведённых на базе станции Санкт-Петер­бург-Сортировочный-Московская, проект готовится к приёмочной комиссии ОАО «РЖД», которая вынесет решение о тиражировании её на сети.
Система для отслеживания коммерческих браков и неисправностей АСКО ПВ применяется с 2004 года, и с тех пор постоянно модернизируется и обновляется в соответствии с требованиями холдинга и развитием технологий.

На сегодняшний день на сети действует более двухсот устройств этой системы, из них на Октябрьской – около 50.

В нынешнем году Региональная инновационная площадка Октябрьской дороги совместно с Октябрьским Центром фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) в рамках проекта «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» провели конкурс на разработку нового поколения АСКО ПВ. Усовершенствованная модель АСКО ПВ 3.0 была установлена на станции сетевого значения Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.

Система позволяет выстраивать 3D-модель вагонов проходящего состава и определять конкретное место нарушения габарита, что позволяет сократить время коммерческого осмотра в два раза. В новой версии АСКО ПВ 3.0 интегрированы три системы – распознавания инвентарных номеров вагонов, построения 3D-моделей вагонов и грузов сканирующим 16-лучевым лазером – лидаром, что позволяет быстро и точно локализовать конкретное место нарушения габарита, а также система динамического взвешивания вагонов, что позволяет контролировать вес перевозимого груза. Так, за счёт интегрированности и модульности один комплекс АСКО ПВ 3.0 позволяет заменить до пяти отдельно устанавливаемых комплексов для решения частных задач.

Технология АСКО ПВ 3.0 включает в себя размещение камер и лидаров на П-образной 10-метровой поперечине. Таких поперечин на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский две – в первом приёмочном парке на Волковском и Глухо­озёрском направлениях.

На каждой них установили по шесть камер. Две из них – на высоте метра над путями – для обзора подвагонного пространства, чтобы контролировать качество очистки хребтовых балок и состояние люков хопров, а также считывания инвентарных номеров. «Кстати, эти две, для обзора подвагонного пространства, установили позже, по просьбе работников станции, – поясняет генеральный директор компании-производителя Олег Калабеков. – Иногда инвентарный номер на кузове бывает трудно прочесть, и съёмка номеров на раме вагона увеличивает этот шанс», – поясняет Олег Андреевич. Ещё две камеры установлены на высоте трёх мет­ров над путями для обзора бортов вагонов, контроля состояния дверей и их запорных устройств. Последняя пара камер – на уровне 10 м – для контроля наличия пломб и наблюдения за общим видом проходящих вагонов сверху.

В шкафах, смонтированных возле поперечин, находится оборудование, принимающее информацию от камер, установленных на опоре. Затем по оптоволокну данные передаются на сервер, и оператор ПКО получает всю необходимую информацию о проходящем составе. «Данные видеосъёмки мы наблюдаем на экране, при этом в случае какого-либо нарушения ПО нас оповещает – мигает красным, мол, обрати внимание, здесь может быть проблема», – рассказывает заместитель начальника станции Санкт-Петер­бург-Сортировочный-Московская по грузовой и коммерческой работе Михаил Никитин.

Инновационная составляющая системы – 16-лучевые сканирующие лазеры. На поперечине их установлено три – по бокам поперечины и наверху. Именно с их помощью и выстраивается 3D-модель вагона любого типа для контроля за нарушением габарита, а также ведётся счёт вагонов. «Лидар вращается с высокой частотой, сканирует лучами поверхность вагона, фиксируя множество точек, из которых потом и составляется объёмная модель. Так как при скорости поезда 36 км/ч однолучевые устройства делают «срезы» вагона через каждые 10 см, а 16-лучевые – через каждые 3,1 см, это позволяет в три раза точнее анализировать геометрию вагонов и выявлять дефекты – раздутые бока, вмятины, проломы. Таким образом, более мощный лидар позволяет оперативно локализовать конкретное место нарушения габарита», – объясняет начальник техотдела компании-производителя Андрей Немцев.

По мнению Михаила Никитина, новая технология имеет ряд преимуществ. Самое важное, сотрудники выводятся из опасной зоны: «Если натурный осмотр, который осуществляет оператор ПКО на мониторе, и ПО говорят о том, что состояние состава соответствует нормативам, то он дополнительному осмотру уже не подлежит. К тому же АСКО ПВ 3.0. позволяет сократить время коммерческого осмотра».

Ольга Беляева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31