30 ноября 2020 14:12

30 ноября 2020 14:12

фото: виктор казарин

Новаторы Октябрьской магистрали

В 1935 году 14 – 17 ноября в Москве прошло Первое Всесоюзное совещание работников и работниц-стахановцев, в котором приняли участие более 3 тыс. ударников всех отраслей промышленности: тяжёлой, лёгкой, пищевой, лесной, а также новаторы железнодорожного транспорта.
Первый выступающий, забойщик шахты «Центральное-Ирмино» Алексей Стаханов с трибуны рассказал о начале движения, позже названного его именем: «Ко мне на квартиру пришли парторг шахты и начальник участка и предложили мне спуститься в лаву. Я с большой охотой принял это предложение и в ночь на 31 августа пошёл рубить лаву. Вместе со мной спустились два крепильщика, начальник участка товарищ Машуров, парторг шахты товарищ Петров и редактор многотиражки товарищ Михайлов… Все мы были уверены в успехе нашего дела». И действительно, в ночь с 30 на 31 августа был установлен рекорд: за 5 часов 45 минут добыча угля составила 102 тонны при норме 7 тонн. Суть метода состояла в разделении обязанностей. Если раньше шахтёр отбивал уголь и крепил забой (свод шахты), то теперь один рубил, двое других крепили. Вслед за Стахановым подобного успеха даже с перевыполнением 14-кратной нормы добились и другие шахтеры.

А затем новаторский опыт перехватили железнодорожники. Именно тогда благодаря внедрению технических новаций машинист Донецкой дороги Павел Кривонос смог увеличить скорость паровоза с 23 до 46–47 км/ч. Небывалый подъём охватил отрасль, и выступивший на том Всесоюзном совещании от Октябрьской дороги машинист депо Ленинград-Сортировочный-Витебский Сергей Нетунаев отметил, что из 65 машинистов депо 55 стали стахановцами.

На том же совещании ещё одним делегатом от Октябрьской был один из первых новаторов того же депо, машинист Василий Богданов. Свою трудовую биографию 18-летним пареньком он начал кочегаром паровоза, потом дорос до машиниста-инструктора паровоза ФД-20-1205. Работа стахановца Богданова была высоко оценена, и уже в 1937 году, когда ему исполнилось 30 лет, его назначили начальником депо. В 1938-м он возглавил Кировскую железную дорогу, затем стал начальником Октябрьской – с 13 марта 1939 по 13 февраля 1940 года. После Великой Отечественной он руководил Московско-Киевской дорогой. Василий Богданов любил говорить, что начальником дороги из простого кочегара его сделало стремление принести пользу стране и дороге.

В те годы на железной дороге широко известен был опыт бригадира женской бригады 14-й дистанции пути Октябрьской дороги А. Спиридоновой. Казалось бы, сфера деятельности её коллектива – непроизводительная, и объёмных показателей быть не может, однако девушки трудились в высоком темпе и брались за работу, которую прежде выполняли только мужчины. В журнале «Путеец» (№ 1 1936 г., который хранится в Дорожной научно-технической библиотеке) опубликована заметка о том, что бригаду под руководством А. Спиридоновой посылали на выгрузку щебня с платформ, на очистку пути от снега, на борьбу с растительностью. Опыт Спиридоновой переняли многие женские бригады и на других дорогах.

Среди работников Кировской дороги наградой был отмечен стахановец путевой обходчик на 2-м околотке 1-й дистанции пути А. Торопов, который в работе проявлял простую крестьянскую сметку (то что сегодня мы называем рационализаторством). Например, из заметки в том же журнале узнаём, что он для борьбы с травой на пути «приладил к граблям толстую телеграфную проволоку и продольно ей – тонкую проволоку, чтобы резать траву. А для чистки стыков – метлу из проволоки» и т.д. Но главным достоинством Торопова было его удивительное умение легко находить дефекты в рельсах.

Чтобы быстрее овладеть техникой и стать стахановцем, в Доме технической учёбы железнодорожники сдавали технический минимум. В 1936 году на Октябрьской насчитывалось уже 12 тыс. последователей Алексея Стаханова и Павла Кривоноса. Постановлением ЦИК СССР от 04.04.1936 года многие передовики ОЖД были награждены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, орденом Почёта.

Татьяна Александрович
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30