01 декабря 2020 14:36

01 декабря 2020 14:36

фото: www.metro.spb.ru

Железнодорожник и метростроевец

В субботу, 15 ноября, Ленинградский метрополитен отметит 65-летие. Первая линия, открытая в 1955 году, соединила станции «Площадь Восстания» и «Автово».
За несколько дней до официального открытия, 5–9 ноября, была организована перевозка пассажиров по пригласительным билетам, которые выдавались в первую очередь передовикам производства и членам их семей. Дед автора этого текста получил пять приглашений – на себя, жену и трёх сыновей. Как много лет спустя вспоминал младший – а на момент путешествия в подземке ему было 14 лет, – от увиденного он пришёл в восторг.

Приказ о строительстве первой очереди метрополитена в Ленинграде Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) издали 17 января 1941 года. Как утверждают специалисты, его «пробил» председатель исполкома Ленгорсовета Алексей Косыгин, будущий глава правительства СССР. Уже через четыре дня была создана специальная организация – Строительство № 5 НКПС, предшественница ОАО «Метрострой», которой и предстояло осуществить этот важнейший для города проект. Её возглавил 36-летний Иван Зубков, к тому времени уже опытный метростроевец.

Для жителей Северной столицы Зубков – личность легендарная. Достаточно сказать, что под его началом была построена знаменитая Дорога Победы – связавшее станции Шлиссельбург и Поляны 33-километровое железнодорожное полотно, которое помогло выстоять осаждённому городу.

Родился Иван Георгиевич Зубков 26 июля 1904 года в Ессентуках. Его отец, инженер-путеец, работал на Транссибе. Будущий метростроевец – выпускник Харьковского технологического института (ныне Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»).

К началу 1930-х годов транспортная ситуация в Москве была крайне сложной: наземный транспорт ходил переполненным, люди висели на подножках. Поэтому в январе 1932 года приступили к строительству метро. В столицу потянулись энтузиасты со всей страны. Среди них был и молодой инженер Иван Зубков. Он работал сменным инженером на одной из шахт в центре города и за семь лет дорос до её руководителя. А затем начался ленинградский этап его карьеры.

Строительство в Северной столице первой линии метро проходило тяжело: в частности, мешал печально известный плывун. Созданный Зубковым 11-тысячный коллектив трудился с колоссальным напряжением сил. К июню 1941 года метростроевцы прошли 11 шахтных стволов, проложили 700 м тоннелей.

Великая Отечественная война прервала все работы. После мучительных раздумий Иван Зубков принял решение – технику из шахт вывезти, тоннели законсервировать.

«Иван Георгиевич надеялся после завершения войны вернуться к строительству метро. Он очень хотел сохранить коллектив. Добился того, что приказом Государственного Комитета обороны метростроевцев не отправили на фронт, а мобилизовали на строительство оборонительных сооружений на Дороге жизни, под Лугой, Кингисеппом, на Пулковских высотах», – сказал корреспонденту «ОМ» заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» ПГУПС профессор Александр Ледяев.

Осуществить после завершения войны свои замыслы по строительству метро Иван Георгиевич Зубков, увы, не смог: он трагически погиб 28 июня 1944 года. По неустановленным до сих пор причинам, самолёт, на борту которого находился Зубков, потерпел крушение вблизи Лодейного Поля. Не будет большим преувеличением сказать, что в последний путь Ивана Зубкова провожал весь Ленинград.

В середине прошлого десятилетия один из телеканалов показал документальный фильм «Дорога жизни Ивана Зубкова». Его авторы утверждают, что когда вскоре после Победы в городе возобновилось строительство метро, многие идеи Зубкова были забыты. В частности, Иван Георгиевич утверждал, что каждая станция должна иметь два выхода и четыре эскалатора, чтобы в будущем избежать толчеи. В Санкт-Петербурге же сейчас у большинства станций один выход и три эскалатора.

«Не могу согласиться с авторами фильма, – говорит пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. – Конкурсы на проектирование станций первой линии метро стали проводить в конце сороковых годов. В довоенное время этим вопросом, скорее всего, ещё не занимались».

В разговоре с автором сын Ивана Зубкова, известный в прошлом журналист-международник 94-летний Георгий Зубков признавался, что ему очень нравится петербургское метро, у истоков которого стоял его отец.

Давид Генкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31