28 ноября 2020 20:29

28 ноября 2020 20:29

фото: олег гельвиг

Здесь зарождался профсоюз

Накануне Дня проф­работника к дому на Лиговском, 3, возложили цветы

В Санкт-Петербурге 10 ноября состоялось возложение цветов к памятной табличке на фасаде дома № 3 по Лиговскому проспекту. Сегодня это обычное пятиэтажное жилое здание, а в 1905 году, как гласит мемориальная доска, здесь размещался Комитет Узлового нелегального Союза железнодорожников Петербургского узла. Значит, именно здесь зарождался отраслевой профсоюз, отметивший в апреле этого года 115-летие.
Возложение цветов состоялось накануне Дня проф­союзного работника, который в Санкт-Петербурге и Ленинградской области отмечается 19 ноября. По предложению Ленинградской федерации проф­союзов в эти дни её членские организации, в том числе Дорпрофжел, проводят мероприятия у своих памятных мест.

У дома на Лиговском во вторник собрались председатели и активисты первичек дорожных предприятий в Санкт-Петербурге, представители Санкт-Петербургского и Санкт-Петербург-Витеб­ского региональных отделов Дорпрофжел, чтобы отдать дань памяти своим предшественникам. «Мы должны помнить историю, тех, кто положил начало профсоюзной деятельности и стоял у её истоков», – подчеркнул заместитель председателя Дорпрофжел на ОЖД Леонид Рябинин.

На рубеже XIX–XX веков в России мощно развивалась промышленность, в том числе железнодорожный транспорт. Зачастую эти успехи достигались за счёт человека труда. Железнодорожники работали в неимоверно тяжёлых, порой невыносимых условиях. Рабочий день длился от 10 до 17 часов, не было не только нормальных условий труда, но и самого понятия «охрана труда»: рабочие жили в казармах в антисанитарных условиях, не было социальных льгот, заболевших увольняли. Недовольство рабочих и служащих таким положением вело к развитию деятельности профсоюза. Зародивше­еся движение делилось на узловые и цеховые комитеты, которые работали разрозненно. Всероссийский съезд железнодорожников в Москве в апреле 1905 года положил начало деятельности единого союза железнодорожников. Под нажимом профсоюзного движения Николай II издал Манифест о даровании свобод, однако забастовки и деятельность профсоюза на железной дороге были запрещены. Поэтому работа некоторое время велась в подполье.

«К 1905 году развитие капитализма в России достигло пикового значения и оторвалось от развития социально-трудовых отношений, это противоречие как никогда обострилось, – говорит представитель ЦК Роспрофжел в Северо-Западном федеральном округе Владимир Белозёров. – Возникли различные протестные явления, особый характер они приобрели на железнодорожном транспорте, где был наиболее организованный рабочий класс. Труженики смогли добиться больших социальных завоеваний благодаря тому, что были объединены комитетами профессионального союза железнодорожников. Отвоёвывать социальные достижения приходилось в тяжёлых условиях. Гордимся, что первые ячейки на железной дороге положили начало настоящему движению профсоюзов за улучшение условий труда работников не только стальных магистралей, но и в целом в России. Отдавая им дань памяти, будем продолжать трудовые традиции профсоюзов в современных условиях».

«Все 115 лет профсоюз был на защите человека труда – и в послереволюционные, и в военные годы, и после войны, когда восстанавливалось хозяйство, – подчеркнул Леонид Рябинин. – Важно помнить, что сделали наши предшественники, и продолжать это дело сегодня, когда взаимодействие профсоюза с администрацией строится в отрасли на принципах социального партнёрства и даёт хорошие результаты».

Наталья Александрова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30