01 декабря 2020 15:27

01 декабря 2020 15:27

фото: виктор казарин

Трижды крещёная

Сегодня исполняется 169 лет с момента официального открытия Петербурго-Московской (ныне Октябрьской) магистрали.
В этот день в 1851 году в 11.15 из Санкт-Петербурга в Москву вышел первый «всенародный поезд», состоящий из паровоза, двух мягких, трёх жёстких и одного багажного вагона. В составе ехало 192 пассажира, которые прибыли в белокаменную на следующие сутки в девять часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут.

Строительство дороги протяжённостью 644,5 км, начавшееся летом 1843 года, велось в течение восьми лет. По проекту архитектора Константина Тона в столице и в Москве были возведены вокзалы, построено 34 станции четырёх классов и 278 искусственных сооружений, в том числе 184 моста, 69 каменных и чугунных труб и 19 путепроводов. По настоянию Павла Мельникова была установлена ширина колеи, ставшая затем стандартом для всех дорог страны – 1524 мм.

Подвижной состав для Петербурго-Мос­ковской железной дороги начали строить на Александровском механическом заводе, находившемся в столице Российской империи, ещё в 1845 году. К открытию дороги было создано 162 паровоза и 2670 вагонов разных типов. В 1868 году подвижной состав дороги включал 202 паровоза и 2879 вагонов, в 1901-м – 616 паровозов и 17 557 вагонов.

В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ (ЦМЖТ) хранится ряд артефактов, связанных с запуском магистрали. «Можно увидеть шерстяную скатерть и шёлковый платок с изображением Санкт-Петербурго-Московской магистрали, которые были вручены первым пассажирам», – сказала заместитель директора музея Елена Асташова. «В фондах музея хранится книга «Описание в техническом отношении железных дорог Северо-Американских Штатов», выпущенная в 1839 году, – продолжила заместитель директора ЦМЖТ РФ по научной работе Людмила Ласточкина. – В ней содержится отчёт будущего первого министра путей сообщения Российской империи Павла Петровича Мельникова, побывавшего в Штатах с целью изучения опыта строительства и эксплуатации железных дорог».

Первое время между Санкт-Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный – из 15. Средняя скорость составляла тогда 29,6 км/ч. В 1901 году между городами в сутки обращалось уже 60 пассажирских и 77 товарных поездов.

За свою историю дорога несколько раз меняла название. Будучи при рождении Петербурго-Московской, в 1855 году в честь императора её переименовали в Николаевскую, а в 1923-м она получила название Октябрьской.

Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31