30 ноября 2020 17:49

30 ноября 2020 17:49

фото: личный архив дмитрия москалёва

Путеец, прошедший войну

В октябре петрозавод­чанину, железнодорожнику Дмитрию Александровичу Мос­калёву исполнилось 98 лет.

Война

В 1941 году Дмитрий окончил отделение «Путь и путевое хозяйство» Петрозаводского железнодорожного техникума и успел уже пару месяцев поработать техником машинно-путевой станции № 29 – именно так в МПС назывались в ту пору нынешние ПМС. В то время станция эта вела капитальный ремонт пути участка Яндеба – Свирь тогдашней Кировской дороги. И тут в жизни советских людей ворвалась война.

В первые же дни основную часть предприятия перевели в Архангельск. А Дмитрия, назначив бригадиром, с бригадой путейцев отправили ремонтировать линию Волховстрой-I – Тихвин. Но враг стремительно приближался к Тихвину и всего за несколько дней до его взятия бригада успела выехать в Архангельск и соединиться со своей МПС-29.

В короткий срок надо было уложить подъездной путь от станции Архангельск к причалу Северной Двины, куда по ленд-лизу стали прибывать американские и английские суда с военной техникой и продовольствием. Контролировал стройку легендарный полярник Иван Папанин. К нужному сроку ветка была построена, и Папанин лично поблагодарил за это каждого из работников МПС-29.

После работы Дмит­рий почти каждый день ходил в местный военкомат с просьбой отправить на фронт, но каждый раз получал отказ: «У вас – бронь, вы здесь нужны!». И вот осенью 41-го он всё же добился своего: его направили в Великий Устюг, в военное училище. Получив звание младшего лейтенанта, Москалёв перевёлся в запасной полк, был назначен командиром взвода и подготовил две группы новобранцев для отправки на фронт. А после курсов совершенствования командного состава сам попал на фронт, сначала на 1-й Белорусский, затем – на 1-й Украинский. В составе 335-го стрелкового полка Дмитрий Москалёв осенью 1943-го участвовал в боях по разгрому Корсунь-Шевченковской группировки немцев. Во время атаки села, занятого врагом, осколком мины Дмитрий был ранен в ногу. Долго пролежал без сознания на поле боя, потерял много крови и обморозил обе ноги.

«Меня отправили в Киевский госпиталь, – вспоминает фронтовик. – Хирурги собирались сделать ампутацию, но я не разрешил. Вскоре меня перевели в тамбовский госпиталь. Там предложили ноги лечить, но раны всё не заживали, что приносило мне неимоверные мучения. Неизвестно, чем бы это всё закончилось, если бы в госпиталь для консультации не пригласили одного священника. В прошлом он был хирургом, в годы войны снова вернулся к своей профессии. Он-то и сделал мне сложную операцию, назначив затем лечение». Лишь позже Дмитрий узнал, что оперировал его Валентин Войно-Ясенецкий, который после смерти был канонизирован как святитель Лука.

Хотя здоровье Дмит­рия после операции пошло на поправку, медкомиссия вынесла вердикт: к военной службе негоден. И осенью 1944-го, узнав, что Петрозаводск освобождён от оккупантов, он вернулся в родной город.

Железная дорога

Придя в управление Кировской дороги, Дмитрий Александрович получил должность инженера по труду и заработной плате службы пути, а затем – старшего инженера по спецработе. Потом десяток лет отработал помощником начальника службы пути, а после объединения Кировской дороги с Октябрьской стал старшим инженером мостоиспытательной станции. Через несколько лет сменил профиль деятельности, став главным инженером Петрозаводской НГЧ, инспектором по качеству и приёмке строительно-монтажных работ филиала отдела капитального строительства ОЖД, а затем – начальником этого филиала. Принимал активное участие в инспектировании строи­тельства линий Суккозеро – Юшкозеро и Ледмозеро – Костомукша, реконструкции главного хода Пет­розаводского отделения ОЖД и участка Беломорск – Мудьюга.

Досконально зная хозяйство пути, Москалёв часто писал статьи в «Гудок», печатался в журнале «Путь и путевое хозяйство».

Боевой путь Дмитрия Александровича отмечен рядом медалей, в том числе «За боевые заслуги», а трудовая деятельность – медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», знаками «Отличный путеец», «Ударник Сталинского призыва», «Почётный железнодорожник» и другими ведомственными наградами.

Спорт

К спорту Дмитрий Александрович был приобщён с детства: любил кататься на лыжах, на велосипеде, в юности увлёкся пулевой стрельбой. Участвовал в различных спортивных соревнованиях, а на Всероссийской спартакиаде народов СССР был даже награждён именной малокалиберной винтовкой, которую потом передал в тир своей родной петрозаводской школы № 10.

Сегодня ветеран – активный общественник. Он – член совета петрозаводских ветеранов-железнодорожников, общества инвалидов-железнодорожников, городского общества ветеранов «Почёт». Он – желанный гость на встречах со школьниками города. Молодёжи нравится слушать рассказы Дмитрия Александровича о войне, о железной дороге. Кто знает, возможно, именно такая любовь к своему делу, пронесённая через года и испытания войной, станут для сегодняшних школьников определяющими в выборе дела своей жизни.

Валерий Сидоркин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30