30 ноября 2020 20:57

30 ноября 2020 20:57

На страже порядка в блокадном городе

На следующей неделе, 10 ноября, страна отметит День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, который в народной памяти так и остался «Днём милиции». Это профессиональный праздник всех правоохранителей, в том числе и блюстителей порядка на железнодорожном транспорте.
Особенно ярко важность железнодорожной милиции и военизированной охраны на Октябрьской дороге была видна в годы Великой Отечественной войны, в годы блокады Ленинграда, когда охрана правопорядка была едва ли не важнее обеспечения грузоперевозок.

Сбор личного состава дорожного отдела милиции ОЖД был объявлен в первые часы Великой Отечественной. Людей сразу перевели на казарменное положение – в общежития и вагоны. Поначалу пришлось пополнять штат агентов взамен ушедших в армию, а также осуществлять более строгий, чем раньше, контроль по обеспечению порядка на вокзалах, при воинских перевозках и снабжении, выявлять готовящиеся диверсии.

В первые же дни войны правоохранители столкнулись с ростом числа преступлений. Сохранились ежедневно составлявшиеся справки о работе опергрупп-заслонов милиции ОЖД. В разные дни задерживали от нескольких человек до нескольких десятков. Здесь много данных о нападениях на ленинградцев, когда добычей злоумышленников становились даже не килограммы, а десятки граммов продуктов.

Некоторые «специализировались» на кражах вещей пассажиров. Бывали, правда, и более крупные хищения. Так, у задержанной уборщицы железнодорожного общежития нашли почти 9 тыс. серебряных полтинников, которые она «собирала» с целью спекуляции. А у задержанного 27 февраля 1942 года на Финляндском вокзале стрелка 6-го отряда ВОХР в чемодане, который он нёс, нашли ценностей на сумму более 2 тыс. руб.

Вообще те, кто имел допуск к железнодорожной инфраструктуре – сами работники транспорта, военные – составляли значительный процент расхитителей. Многие из них объединялись в группы. Так, линейным отделом милиции на станции Ленинград-Финляндский 19 февраля была ликвидирована банда из 10 человек – работников восстановительного поезда № 2, которая занималась систематическим хищением продуктов из вагонов. Задержали их вскоре после прибытия очередного состава с продовольствием. При обыске вагона, где жили рабочие, было изъято 373 кг конского мяса, прибывшего с этим поездом. Пятерых членов банды задержали сразу, остальных объявили в розыск.

Преступники брали всё, что попадало под руку. Например, 8 ноября 1941 года из прибывшего вагона были украдены три баяна, девять гармоний, два патефона, электроприборы и другие изделия на сумму более 10 тыс. руб. А у задержанных составителя поездов и двоих сцепщиков, помимо гармоний, обнаружили пять свитеров и более 90 книг. Сотрудники милиции станции Ленинград-Варшав­ский в эти же дни задержали ремонтного рабочего, который с сестрой воровал продукты, привозимые в поездах. Только похищенного картофеля у него нашли пять центнеров, а также шесть мешков ржи и даже… неизвестно кому принадлежавшую корову.

Особое внимание работники органов уделяли предприятиям общественного питания. Так, в октябре 1941-го с помощью агентурных данных сотрудникам ЛОВД станции Ленинград-Витебский удалось раскрыть хищения продтоваров в вокзальном буфете. Его директор с кладовщицей продали на сторону несколько ящиков вина, масло, яйца, хлеб. Не забыли и себя, и родственников, и знакомых. А чтобы скрыть недостачи, симулировали кражи.

Хищениям способствовали прибытие товаров на открытых платформах, а также нерадивость охранников. При проверках обнаруживалось, что кто-то пропускал людей без должной проверки документов, кого-то из охранников находили спящим на посту, а некоторые и вовсе свой пост покидали. Справедливости ради стоит заметить, что к марту 1942-го из-за систематических недоеданий большинство сотрудников испытывали недомогание. 253 работника ВОХР Ленузла были больны, а 87 в январе – феврале умерли. Пришлось на их места набирать даже девушек. С марта паёк охранников составил полкило хлеба, 65 г круп, 50 г мяса, 30 г сахара, 25 г жиров. И уже в августе руководство ВОХР ОЖД рапортовало, что хищений грузов из-под охраны по её вине не было, а «личный состав готов выполнить любую поставленную задачу». Однако за тёплое время года пайки охранникам не увеличили, и с наступлением зимы у них вновь появились заболевания на почве недоеданий…

Благодаря неутомимой деятельности органов железнодорожной милиции уже в мае 1942-го рост числа хищений и уголовных проявлений снизился на 40–50%, а к концу года кражи из подвижного состава и грабежи стали исчисляться единицами. За год следственная группа ЛОВДТ станции Ленинград-Московский закончила 662 уголовных дела с привлечением к ответственности 934 человек. Немало пришлось потрудиться, чтобы раскрыть группу работников общепита станции, которая похищала талоны на уже отоваренные продуктовые карточки и вторично использовала их в своих торговых точках. А наружная служба за нарушения в пригородных поездах задержала более 9 тыс. пассажиров. В том году за свою службу орденами и медалями были награждены десять работников ЛОВДТ.

Железнодорожные милиционеры обслуживали участок трассы Дороги жизни, под арт­обстрелами поддерживали порядок на Дороге Победы. Охраняли город от проникновения в него вражеской агентуры и шпионов.

Алексей Островский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30