30 ноября 2020 17:21

30 ноября 2020 17:21

фото: иван куртов

По системе интервального регулирования

На ОЖД приступают к внедрению нового инвестиционного проекта по ресурсосбережению

На полигоне Октябрьской дороги в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» началась подготовка к внед­рению инновационной технологии «Система интервального регулирования движения поездов с использованием распределённых акустических датчиков».
Опытная эксплуатация этой инновационной системы разработки АО «НИИАС» планируется на участке Ржев-Балтийский – Великие Луки на перегоне между станциями Мончалово и Оленино. «Сейчас там, как на любом малодеятельном участке, применяется релейная полуавтоматическая блокировка РПБ, которая на сегодняшний день морально устарела, – говорит начальник службы технической политики ОЖД Николай Сёмин. – Переход на новую технологию позволит в перспективе решить целый ряд технологических задач. Так, система контролирует техническое состояние объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава. Её возможности позволяют также контролировать исполнение технологических процессов текущего содержания и ремонта пути и нахождение на путях посторонних лиц. Инновация имеет ряд преимуществ: она является малообслуживаемой и не нуждается в установке напольного оборудования. Как следствие, это позволит сэкономить трудовые ресурсы в целом ряде хозяйств: в путейском, автоматики и телемеханики, а также у движенцев».

На сегодняшний день уже разработана проектная документация и на прошлой неделе на ОЖД поступили технические решения по замене существующих пульт-табло на автоматизированное рабочее место дежурного по станции. Это новые автоматизированные рабочие места на базе промышленных компьютеров, увязанные с действующей инфраструктурой электрических централизаций.

Строительно-монтажные работы запланированы на следующий год. Вдоль железнодорожного пути на глубине 1,5 м проложат кабель волоконно-оптической линии связи. На станции к центральному измерительному устройству – рефлектометру – будет подключено одно свободное волокно, выступающее в качестве распределённого датчика вибрации земляного полотна. Один рефлектометр способен контролировать участок пути протяжённостью до 60 км.

Система предназначена для применения на участках железнодорожных линий с электрической или автономной тягой поездов средней и малой интенсивности движения.

«Эта технология позволит перейти на координатные принципы интервального регулирования с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала, – говорит главный инженер службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры Виталий Никатов. – На локомотив будет передаваться информация о поездной ситуации на участке, получаемая без использования рельсовых цепей на перегоне. Это обес­печит снижение текущих эксплуатационных расходов и расходов на модернизацию малоинтенсивных железнодорожных линий за счёт полного исключения напольного оборудования и сигнального кабеля на перегонах».

Предлагаемая новация состоит из двух основных частей. Во-первых, это система интервального регулирования, то есть полуавтоматическая блокировка без путевых светофоров, и нахождение поезда, занятость подвижным составом межпостовых перегонов она контролирует виб­роакустическим методом автоматически. Также это возможность открытия выходного светофора на перегон только при наличии блок-сигнала «дача согласия» со станции приёма, формирование сигнала «путевое отправление» при задании маршрута отправления, замыкание перегона в данном направлении до полного освобождения перегона, передача по цифровому радиоканалу на поезд разрешения или запрета на проследование путевого блокпоста и другие возможности.

И, во-вторых, это система мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры, которая контролирует работу средств диагностики, выявляет дефекты в рельсах, изломы рельсов, выбросы пути, определяет места локальных просадок, состояние промежуточных рельсовых скреплений и в целом состояние пути. Также технология определяет повреждения колёс, контролирует и движение подвижного состава, и транспортную безопасность, обнаруживая, например, несанкционированный выход на путь посторонних. Она помогает обеспечивать безопасность движения поездов на участках, имеющих риски отказа верхнего строения пути из-за повышенной сейсмичности или подвижности грунтов. В числе возможностей – контроль выполнения планов работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожной инфраструктуры и многие другие.

В целом, по мнению разработчиков, в сравнении с существующей системой автоблокировки применение этой технологии обеспечивает снижение затрат при новом строительстве более чем в 1,5 раза, а в процессе эксплуатации – более чем в 3 раза. Такой результат достигается за счёт отказа от традиционного напольного оборудования устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и прокладки кабеля с медными жилами на перегоне, уменьшения релейного оборудования на постах ЭЦ, исключения необходимости строительства специализированных помещений для размещения аппаратуры.

Каковы в целом основные эффекты от внедрения проекта? «Увеличение пропускной способности, снятие ограничений по движению тяжеловесных и длинносоставных поездов, экономия капитальных вложений и эксплуатационных расходов при модернизации автоблокировки, усиление надёжности и помехо­устойчивости оборудования и в целом повышение безопасности движения», – говорит заместитель начальника службы технической политики ОЖД Оксана Хекк.

Наталья Александрова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30