25 ноября 2020 16:50

25 ноября 2020 16:50

фото: иван куртов

Нижняя выгрузка – высокая доходность

Использование инновационных контейнеров может принести холдингу дополнительный заработок

В четверг, 22 октября, на контейнерном терминале Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ДМ) Шушары при участии Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала «РЖД»  и Центра инновационного развития – филиала «РЖД» (ЦИР) состоялась демонстрация представителям ОАО «РЖД» и грузовладельцам новой модели контейнера КОТТА. На следующий день там же успешно прошли испытания прочностных свойств новинки с грузом.
«Для нас, как для Центра инновационного развития, одним из безусловных приоритетов является постоянное взаимодействие с высокотехнологичными компаниями, результаты работы с которыми в средне- и долгосрочной перспективе способны принести для холдинга значительные изменения и положительные эффекты от реализации инновационных решений. Сегодня, в рамках мероприятия, было рассмотрено решение, привлечённое Центром и по праву оценённое функциональными подразделениями РЖД в качестве перспективного и необходимого к апробации и, вероятно, скорому внедрению», – отметил заместитель начальника ЦИР Александр Зажигалкин. Инновационность разработки заключается в особой системе выгрузки – она осуществляется через нижние люки. Также два таких контейнера, каждый увеличенной грузоподъёмности – до 37 тонн груза, поставленные на укороченную 40-футовую фитинговую платформу, могут эффективно заменить собой вагон-хоппер или полувагон. Основное преимущество технологии в том, что она позволит увеличить провозную способность линий при существующей пропускной способности, а также ряд других преимуществ.

Для холдинга и клиентов самыми выгодными считаются контейнерные перевозки, поэтому внедрению новых технологий для их оптимизации уделяется большое внимание. Так, технология КОТТА по контейнеризации перевозок насыпных и навалочных грузов разрабатывается с 2014 года. За это время создано пять моделей контейнеров, одна модель для удобрений и зерна сертифицирована Российским Морским Регистром Судоходства. Она успешно применена при опытных перевозках хлористого калия по маршруту станция Соликамск-2 Свердловской дороги – станция Автово Октябрьской. Технология включает также спредер для работы с контейнерами КОТТА и укорочённую, облегчённую фитинговую платформу.

«В декабре прошлого года наш проект попал в зону внимания Центра инновационного развития РЖД и вызвал немалый интерес. Заместитель начальника центра Александр Зажигалкин увидел в проекте потенциал для холдинга и помог вывести его в зону внимания профильных служб и специа­листов. В августе этого года по инициативе ЦИР в Центре фирменного транспортного обслуживания, оказавшем нам максимальную поддержку и заинтересованность, состоялось расширенное совещание с нашим участием. Присутствовали также представители «РЖД Логистики». И вот в октябре мы, благодаря содействию ЦФТО и Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, продемонстрировали нашу новинку», – говорит исполнительный директор ООО «КОТТА контейнер» Ольга Чередникова. По словам начальника ДМ Павла Соловьёва, «Октябрьская дорога ценит инновационные решения», и поэтому силами дирекции и станции мы организовали презентацию инновационного продукта, надеясь на то, что он найдёт отклик среди большего числа грузоотправителей».

Технология предусматривает использование контейнеров повышенной грузоподъёмности – до 41 тонны брутто, 37 тонн масса груза – с верхней погрузкой и нижней выгрузкой через полноразмерные люки, а также спредеры для их выгрузки, 40-футовую облегчённую фитинговую платформу повышенной грузоподъёмности 82 тонны. В итоге два 20-футовых контейнера КОТТА, кузова которых сделаны из коррозионно-стойкого и лёгкого композитного материала, на 40-футовой фитинговой платформе становятся эквивалентом полувагона или вагона-хоппера. Это может стать главным преимуществом новой технологии, выгодным для компаний. «Благодаря укороченной фитинговой платформе гружёный состав с новыми контейнерами может увеличиться на девять единиц подвижного состава против состава с вагонами-хопперами, то есть прибавится порядка 600–700 тонн груза, и при тех же расходах на поездную работу это принесёт РЖД дополнительный заработок», – рассказали в «КОТТА контейнер».

В контейнерах КОТТА можно перевозить большинство массовых насыпных и навалочных грузов – удобрения, химикаты и содопродукты, чугун, горячебрикетированное железо, окатыш, руду, концентрат, зерно, уголь. «У контейнера стальной каркас и композитный кузов, он обладает высокой коррозионной стойкостью, что увеличивает срок его эксплуатации до 30 лет, что существенно выше срока службы хоппера под агрессивными грузами», – добавляет Чередникова. Хранить груз можно прямо в контейнерах как на станциях погрузки в ожидании прибытия поезда, так и на станциях выгрузки, при этом объём складирования может достигать объёма судовой партии.

Отличительная особенность новой модели, выгодная для грузовладельцев, – наличие нижней выгрузки. На сегодняшний день этот контейнер не имеет аналогов в мире. Модель, как и спредер, защищена патентом, а также внесена в ГОСТ и в международный стандарт ISO. Сейчас в РЖД применяют наклонную технологию выгрузки насыпных и навалочных грузов, однако при таком способе часть груза налипает на внутренние поверхности и остаётся в контейнере, – порой до 400 кг. Испытания нового изобретения КОТТА показали, что при нижней выгрузке невыгруженными остаётся лишь 10–20 кг.

Таким образом, у новых контейнеров КОТТА несколько преимуществ, которые выгодны как для холдинга, так и грузовладельцев. Основная – возможность увеличить провозную способность линий при существующей пропускной способности. Так, с новыми контейнерами на фитинговых платформах будет так же осуществляться тяжеловесное движение – масса составов может достигать 7100 тонн. Новая технология не требует дополнительной обработки в пути следования, а на станциях погрузки и выгрузки обработка ускоряется благодаря быстрой смене комплектов порожних и гружёных контейнеров, что в итоге сократит время начально-конечных операций.

«Выгрузка может производиться непосредственно в трюм судна в случае экспорта морем через существующие специализированные контейнерные или универсальные портовые терминалы или в межрельсовое пространство, или врезки в конвейерные системы уже существующих систем приёма грузов, на промпредприятиях или специализированных балкерных терминалах в морских портах», – поясняет Ольга Чередникова. В итоге эти характеристики обеспечат увеличение скорости движения, сокращение потребного количества вагонного парка, снижение сроков оборота вагонов. «Совокупность этих преимуществ позволит назвать новую технологию тяжеловесным скоростным контейнерным движением, – надеются в «КОТТА контейнер». – И если мы окажемся полезными РЖД, это будет лучшей оценкой нашей работы». По словам директора филиала АО «РЖД Логистика» Дмитрия Крюкова, новая модель контейнера КОТТА наверняка найдёт своих клиентов.

Ольга Беляева