16 января 2021 17:41

16 января 2021 17:41

фото: денис акимов

Как извлечь чеку из тормозной колодки

Простое приспособление значительно упрощает трудозатратный техпроцесс

Начальник восстановительного поезда № 4063 станции Бабаево Дирекции аварийно-восстановительных средств Денис Акимов изобрёл приспособление для извлечения чеки тормозной колодки вагона.
При движении поездов нельзя исключать ситуации, когда из-за неисправности колёсной пары – заклинивание, поломка буксового узла – состав останавливают.

Есть разные способы устранения этой неполадки. Один из них – использование аварийной тележки.

«По технологии монтаж тележки требует снятия тормозной колодки, которая крепится к тормозному башмаку при помощи специального стержня, или чеки, – говорит изобретатель. – Случается, что в результате воздействия атмосферных факторов чека «прикипает» к тормозной колодке и извлечь её бывает довольно трудно. На это уходит много времени, нужны разные инструменты – молоток, слесарная монтажка и т.п. Причём демонтировать нужно две чеки. Я разработал конструкцию приспособления, которое объединяет в себе эти инструменты».

Изделие состоит из стального штока, на концах которого имеются два захвата. Один в форме конуса, другой – в форме гайки с внутренней резьбой. Между ними расположена гиря, которая перемещается по штоку.

«Устройство работает следующим образом, – объясняет Денис Акимов. – При помощи захвата в форме конуса чека поднимается на 1,5–2 см. Затем работник переворачивает устройство, используя гайку и шток, крепко зажимает чеку. После чего берётся рукой за гирю и делает несколько резких движений вверх до полного извлечения чеки».

Приспособление применимо для всех типов грузовых и пассажирских вагонов.

В заключении, подписанном главным инженером Дирекции аварийно-восстановительных средств Маратом Садыковым, говорится, что «предложение автора содержит техническое решение, является рационализаторским, так как его внедрение позволит сократить время, облегчить трудоёмкий процесс, повысить производительность при демонтаже чеки».

Сегодня в распоряжении работников восстановительного поезда № 4063 имеется три таких устройства. По словам изобретателя, они сделаны на токарном станке из подручных материалов. Изготовление одного устройства занимает рабочий день.

Годовой экономический эффект от внедрения этого изобретения составляет 86,5 тыс. руб. В основу расчёта положено то обстоятельство, что по сравнению с «традиционным» способом – применение двух и более инструментов – расход времени на демонтаж двух чек тормозных колодок колёсной пары сокращается на 10 мин. Кстати, на участке, который обслуживает ВП-4063, движение очень интенсивное: за сутки проходит 16 пассажирских, 4 пригородных и 90 грузовых составов.

Давид Генкин