
фото: александр фомин
Соединить тележку с кузовом
У эксплуатируемых на отечественных железных дорогах локомотивов, как правило, нет жёсткой связи корпусов с тележками. Между тем при ликвидации с помощью грузоподъёмных кранов или гидравлического оборудования последствий схода тепловозов и электровозов было бы лучше, чтобы тележка была прочно прикреплена к кузову.
Для решения этой задачи начальник восстановительного поезда № 4024 (станция Выборг) Дирекции аварийно-восстановительных средств Александр Фомин сделал два рационализаторских предложения. Их идея продиктована тем, что на участке, который обслуживает ВП № 4024, работают локомотивы с различными конструктивными исполнениями кузовов и тележек.
Первое изобретение – приспособление для фиксации тележек восьмиосного маневрового тепловоза ТЭМ-7. Его кузов установлен на двух четырёхосных тележках, которые состоят из двух двухосных тележек, соединённых между собой промежуточной рамой.
«Приспособление, представляющее собой прямоугольную пластину, изготавливается из листовой стали толщиной 25 мм, – объясняет изобретатель. – Оно имеет отверстие диаметром 55 мм для фиксации на тележке и овальное отверстие размером 55 на 120 мм для фиксации на кузове. Дело в том, что при сходе чаще всего происходит смещение тележки относительно кузова. Овальное отверстие даёт возможность для маневра при фиксации приспособления на кузове. Для крепления используются стальные пальцы».
Однако есть и такие машины, конструкции кузовов которых включают в себя хребтовую балку, – ответственный узел рамы тепловоза. «При креплении тележек к корпусам локомотивов, имеющих хребтовую балку, не всегда есть возможность использовать кронштейны на кузове для фиксации такого приспособления, как я предложил применить в ТЭМ-7, – говорит Александр Фомин. – Речь идёт, например, о тепловозах ТЭМ-2 и М-62У. Здесь требуется другое решение. Приспособление, которое изготавливается из листовой стали толщиной 40 мм, имеет специальный вырез для установки на хребтовую балку. Фиксация осуществляется при помощи винтового зажима. К приспособлению приварены крючки или кольца для фиксации цепи».
По словам Фомина, его изобретения упрощают ликвидацию последствий сходов, снижают время аварийно-восстановительных работ. А это особенно важно на участках с интенсивным движением поездов.
Первое изобретение – приспособление для фиксации тележек восьмиосного маневрового тепловоза ТЭМ-7. Его кузов установлен на двух четырёхосных тележках, которые состоят из двух двухосных тележек, соединённых между собой промежуточной рамой.
«Приспособление, представляющее собой прямоугольную пластину, изготавливается из листовой стали толщиной 25 мм, – объясняет изобретатель. – Оно имеет отверстие диаметром 55 мм для фиксации на тележке и овальное отверстие размером 55 на 120 мм для фиксации на кузове. Дело в том, что при сходе чаще всего происходит смещение тележки относительно кузова. Овальное отверстие даёт возможность для маневра при фиксации приспособления на кузове. Для крепления используются стальные пальцы».
Однако есть и такие машины, конструкции кузовов которых включают в себя хребтовую балку, – ответственный узел рамы тепловоза. «При креплении тележек к корпусам локомотивов, имеющих хребтовую балку, не всегда есть возможность использовать кронштейны на кузове для фиксации такого приспособления, как я предложил применить в ТЭМ-7, – говорит Александр Фомин. – Речь идёт, например, о тепловозах ТЭМ-2 и М-62У. Здесь требуется другое решение. Приспособление, которое изготавливается из листовой стали толщиной 40 мм, имеет специальный вырез для установки на хребтовую балку. Фиксация осуществляется при помощи винтового зажима. К приспособлению приварены крючки или кольца для фиксации цепи».
По словам Фомина, его изобретения упрощают ликвидацию последствий сходов, снижают время аварийно-восстановительных работ. А это особенно важно на участках с интенсивным движением поездов.
Давид Генкин