02 марта 2021 01:18

02 марта 2021 01:18

фото: давид генкин

Я буду вас провоцировать

На прошлой неделе в депо Санкт-Петербург-Пассажир­ский-Московский (ТЧЭ-8) начался второй этап «занятий с провокатором». Тренировки на тренажёре по этой методике проводятся в соответствии с указанием начальника ОЖД Виктора Голомолзина. Суть этой технологии заключается в том, что машинист-инструктор провоцирует членов бригад на неправильные действия и наблюдает за их реакцией.
– Действия локомотивной бригады в каждой конкретной ситуации указаны в Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, – говорит машинист-инструктор по обучению ТЧЭ-8 Николай Николаенко. – Например, при приближении к запрещающему сигналу светофора машинисту и его помощнику нельзя реагировать на звонки по мобильному телефону. Проверим, выполняет ли это требование находящий сейчас на тренажёре машинист.

Входим в зал, где идут занятия. За тренажёром работают машинист Сергей Васильев и помощник машиниста Максим Кирклия. Занимаем места возле компьютера. На мониторе видно всё, что происходит «на дороге»: пассажирский поезд приближается к светофору, на котором горит запрещающий сигнал. Николаенко со своего телефона набирает номер телефона машиниста, а параллельно на экране мобильного следит за «кабиной электровоза». Всё в порядке: звонок остался без ответа.

Следующая ситуация более сложная: локомотивная бригада применила экстренное торможение перед запрещающим сигналом светофора. Машинист-инструктор выступает в роли дежурного по станции.

– Вызываем дежурного по станции. Мы применили экстренное торможение, – слышим голос машиниста.

– Перегон свободный. По мере готовности можете отправляться. Малая Вишера. Дежурная по станции Иванова, – отвечает Николаенко, поясняя мне при этом: – Я их провоцирую: приказ о начале движения должен звучать по-другому.

Бригада на провокации не поддалась, поезд не сдвинулся с места. Но испытания продолжаются.

– Дежурный по станции Малая Вишера Иванова. Запишите приказ на отправление. Приказ номер один. Разрешаю отправиться с третьего пути. Далее следовать на перегон Малая Вишера – Бурга с установленной скоростью, – говорит Николай Николаенко. – Перегон свободен, «стрелки» замкнуты. Время передачи – одиннадцать часов.

– Вас понял. Но вы ошиблись: не с третьего пути, – слышим в ответ.

– Извините. С первого пути.

Но состав по-прежнему стоит на месте. А Николаенко теперь выступает в роли начальника поезда.

– Начальник поезда Сергеев. Проверяем отпуск тормозов. Всё в порядке, – говорит он, отвечая на вызов машиниста. После этого состав пришёл в движение. На мониторе видно, что участок длиной 50 метров поезд проследовал со скоростью 5 км/ч.

По словам Николая Николаенко, согласно инструкции, после применения экстренного торможения машинист обязан потребовать от начальника поезда, чтобы проводники вагонов произвели проверку отпуска автотормозов. Далее машинист должен получить подтверждение отпуска при протаскивании состава на 50 м при скорости не более 5 км/ч. В это время проводники слушают, нет ли постороннего стука колёс. При выявлении ползунов на колёсных парах начальник поезда докладывает машинисту о необходимости остановки поезда. Таким образом, локомотивная бригада всё сделала правильно.

Кстати, в ходе занятий могут провоцировать друг друга и сами члены локомотивных бригад. Николай Сергеевич по телефону просит машиниста на участке, где разрешена скорость не более 40 км/ч, ехать значительно быстрее. «Помощник должен указать ему на нарушение, а если машинист не реагирует, самому снизить скорость», – поясняет инструктор.

Мы видим, что состав по-прежнему двигается со скоростью выше разрешённой. «Буду выяснять, в чём дело, проведу с помощником беседу. Михаилу теперь предстоит пересдача», – говорит Николаенко.

Впрочем, после завершения занятий помощник машиниста не выглядел огорчённым. «Опыт, который мы приобретаем на этом тренажёре, помогает в работе, – сказал он корреспонденту «ОМ». – Нужно делать правильные выводы из своих ошибок, чтобы не повторять их в кабине машиниста во время реального движения».

Напомним, что на состоявшейся в августе встрече с членами локомотивных бригад начальник ОЖД Виктор Голомолзин говорил о том, что «технологию провокаций» он начал применять на Запсибе, когда был первым заместителем начальника Западно-Сибирской дороги. Технология доказала свою эффективность: через непродолжительное время число неприятных инцидентов, вызванных ошибками машинистов и их помощников, заметно уменьшилось.

Давид Генкин