22 января 2021 15:02

22 января 2021 15:02

фото: виктор казарин

Сквозное планирование

Железные дороги Северо-Запада обсудили возможные пути повышения эффективности работы

Северо-Западный межрегиональный координационный совет, состоявшийся 19 октября, объе­динил в режиме видеоконференции руководителей полигонов трёх магистралей – Октябрьской, Северной и Калининградской, а также представителей региональных органов власти, крупных грузоотправителей и грузополучателей, операторов подвижного состава.
Главной темой совета под председательством начальника ОЖД Виктора Голомолзина стал поиск новых решений для повышения качества грузоперевозок по Северо-Западному региону, в том числе по одному из самых грузонапряжённых в стране Коштинскому ходу. Одно из решений, предложенных в ходе диалога, – выстраивание сквозных технологий перевозочного процесса от момента подачи заявок и до портов и грузополучателей и организация комплексных решений для крупных предприятий.

На заседании были определены основные тенденции грузоперевозок на Северо-Западном полигоне. За 9 месяцев погрузка на железных дорогах Северо-Западного региона составила 127,9 млн тонн (+0,5% по отношению к аналогичному периоду 2019 года). Состоялся обмен передовым опытом – например, по работе сформированного в марте этого года на Октябрьской дороге проектного офиса по развитию транспортно-логистических услуг и созданного на Северной дороге Центра планирования «окон».

Поставка сырья и отгрузка готовой продукции в порты Северо-Запада крупными предприятиями идёт по инфраструктуре нескольких дорог. Как обес­печить бесперебойное и равномерное движение поездов в установленные сроки доставки?

«Для повышения качества перевозочного процесса и развития полигонных технологий необходима координация подразделений компании и операторов подвижного состава на междорожном уровне, – подчеркнул начальник ОЖД Виктор Голомолзин. – Важно взаимодействие участников перевозочного процесса при организации пропуска поездов через стыковой пункт Кошта, где ежесуточно передаётся до ста пар составов. На этом непростом участке от скоординированной работы всех подразделений холдинга и логистических компаний независимо от дорожной принадлежности напрямую зависит скорость и надёжность доставки грузов, и соответственно, экономика грузовладельцев. Пример решения вопроса – внедрение адаптивной технологии управления технологическими ресурсами на станции Бабаево. Дальнейший этап – автоматизация управления этим процессом».

Для усиления взаимодействия необходимо и развитие единого информационного пространства, в том числе на базе Дорожной информационно-логистической системы ДИЛС: организация её работы на новых морских терминалах и на полигоне магистралей от грузоотправителя до морского порта.

Предложение Северной дороги – организовать сквозное планирование подвода и отправления поездов с учётом равномерности погрузки и обеспечения выгрузки предприятием или терминалами в портах и обеспечить для основных грузоотправителей проследование без задержек на всём пути следования в пределах нескольких дорог.

Общие решения нужны и в повышении уровня экологической безопасности с учётом применения лучших природоохранных практик. Например, на полигоне Октябрьской дороги внедряются инновационные технологии: низкие шумозащитные экраны, шумозащитные экраны на основе древесной щепы, система охраны животных от выхода на пути. На Северной дороге организован сбор макулатуры от предприятий магистрали с использованием собственного вагона. Для трёх магистралей актуальны общие вопросы, в том числе недостаточное количество на полигонах лицензированных предприятий по переработке отходов. «Мы столкнулись с проблемой отсутствия организаций, готовых принять отходы в виде старогодных деревянных шпал на утилизацию или обезвреживание, – говорит начальник центра охраны окружающей среды Калининградской железной дороги Павел Павленко. – Чтобы не допустить негативного воздействия на окружающую среду, в рамках инвестиционного проекта ОАО «РЖД» на котельной станции Черняховск смонтирована блочно-модульная теплофикационная установка, работающая на твёрдом топливе из старогодных деревянных шпал. Помимо использования шпал как топлива, в соответствии с утверждённым госстандартом, эта установка позволяет вырабатывать тепловую энергию. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован до конца года».

Одно из предложений заседания – создание на железных дорогах общих «Экологических советов» с представителями министерств природных ресурсов и общественных организаций. Природоохранную деятельность компании РЖД высоко оценил участвующий в заседании председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. «Это реальная работа по снижению нагрузки на окружающую среду», – сказал он, предложив подписать соглашения о сотрудничестве в регионах.

Также в рамках совета обсуждался актуальный накануне зимнего сезона вопрос ритмичной поставки инертно-строительных грузов и социально значимый вопрос бесперебойной перевозки топливно-энергетических ресурсов для предприятий жилищно-коммунального комплекса регионов.

Наталья Александрова