27 ноября 2020 20:47

27 ноября 2020 20:47

фото: иван куртов

Бой после Победы

Ветеран Октябрьской дороги Николай Шипин принимал участие во второй русско-японской войне в августе–сентябре 1945 года

75 лет назад, 30 сентября 1945 года, Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За победу над Японией». Этой медалью были награждены 1 831 000 человек, среди которых есть работники Октябрьской дороги. Один из них – 96-летний Николай Дмитриевич Шипин, в прошлом машинист электропоезда моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15).
Надо сразу сказать, что на протяжении всей Великой Отечественной войны обстановка на Дальнем Востоке была сложной. Хотя боевые действия не велись, но Япония – союзник Германии, а потому нападения и провокаций с её стороны можно было ожидать в любой момент. И неслучайно среди наград ветерана есть и Орден Отечественной войны II степени.

Николая Шипина призвали в армию в августе 1942 года. Курс молодого бойца он проходил в Мос­кве, а затем его отправили на Средне-Ангурскую погранзаставу. На сопредельной территории стоя­ли японские войска, оккупировавшие эту часть Китая.

Как рассказывает Николай Дмитриевич, 8 авгус­та 1945 года, накануне начала войны с Японией, пограничники получили приказ: уничтожить вражеский кордон за рекой. Перед четвёркой бойцов, в которую входил Шипин, была поставлена задача: перейти границу, снять часового и перекрыв двери казармы, блокировать в ней японцев.

«Но у часового кордона была собака, она учуяла нас, – вспоминает Николай Дмитриевич. – Завязался бой, к нам на помощь сразу подоспели ещё несколько пограничников. Кругом пальба. Японцы бьют из казармы, а те, кто выскочил из окон, стреляют со двора. Сколько полегло врагов от моего автомата и двух брошенных мною гранат, не знаю: шла борьба за жизнь – или я их, или они меня. В том бою были ранены несколько моих товарищей, а Миша Гудков погиб». Забегая вперёд, скажем, что в сентябре 2013 года в Чите в парке Дома офицеров открыли мемориальную доску в честь советских воинов-пограничников, павших смертью храбрых во время войны с Японией. В числе других здесь высечена фамилия Михаила Петровича Гудкова, однополчанина Николая Шипина.

«Николай – добрый и мягкий человек, – сказал корреспонденту «ОМ» бывший коллега нашего героя по ТЧ-15, ветеран труда Виталий Ворона. – Мне даже было трудно поверить в то, что он мог стрелять в людей. И ещё он очень скромен, не любит о себе говорить. Мы много лет вместе проработали машинистами на одном электропоезде, а о его боевой биографии я узнал, когда оба были уже на пенсии. Нас, ветеранов – и войны, и труда – в каком-то году, не помню, уже в каком, накануне Дня Победы пригласили на праздник в депо. Обстановка была очень тёплая, и Николай Дмитриевич разговорился».

На границе Шипин служил до 1949 года. После демобилизации вернулся в родную деревню Чурилово, что в Ярославской области. Кстати, часть огромного пути домой он проехал в будке паровоза, и это обстоятельство сыграло свою роль в дальнейшей судьбе нашего героя.

В деревне, где после войны почти не осталось мужчин, Николая ждала его будущая жена Зоя. Вскоре сыграли свадьбу. Николай Дмитриевич и Зоя Анатольевна прожили вместе 65 лет.

«Знаю, что Николай Дмитриевич всегда оберегал жену и заботился о ней, – говорит председатель Совета ветеранов депо Санкт-Петербург-Балтийский Нина Ефремова. – Когда Зоя Анатольевна тяжело заболела, он не отходил от её постели». В тяжёлые послевоенные годы работы в деревне не было, и Николай решил переехать в Ленинград. До войны в Северной столице жили его дедушка и дядя. Дед умер во время блокады, а дядя остался жив и помог племяннику в первые месяцы его жизни в большом городе. Несколько лет Шипин работал в ГАИ, параллельно учась в вечерней школе, ведь на момент переезда в Ленинград за его плечами было лишь четыре класса. А затем решил стать железнодорожником. Почему, Николай Дмитриевич даже сейчас точно объяснить не может. Говорит, что ему в душу запала та поездка в будке паровоза.

Шипин поступил в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта, который спустя три года успешно окончил. После этого несколько лет работал на паровозе. Сначала – кочегаром, потом помощником машиниста, затем – машинистом.

В конце 1950-х годов на Октябрьской дороге проводился массовый набор машинистов на электропоезда. Это было связано с ростом объёмов пригородных перевозок. Проучившись полгода и освоив новое для себя дело, Николай Дмитриевич поступил на работу в депо Ленинград-Балтийский. И затем на протяжении двадцати лет, до выхода в 1979 году на пенсию, водил поезда в Ораниенбаум, Петергоф, Калище, Гатчину, Лугу.

«Ответственный, добросовестный человек, – говорит бывший сотрудник отдела кадров депо Виктор Васюченков. – Мы даже не хотели отпускать его на пенсию. И после того, как он ушёл на заслуженный отдых, иногда просили на несколько месяцев выйти на работу. Николай Дмитриевич никогда не отказывался».

Всех военных и трудовых наград, которые есть у ветерана, и не перечислишь. Однако когда фотокорреспондент попросил показать для съёмки медаль «За Победу над Японией», Николай Дмит­риевич улыбнулся: «Много лет назад внучка попросила показать ей мои награды. Маленькая она тогда ещё была. И именно эта медаль куда-то затерялась»…

Давид Генкин