20 января 2021 13:00

20 января 2021 13:00

фото: архив ЦМЖТ РФ

Об истории первых поездов

В понедельник, 12 октября, в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ (ЦМЖТ РФ) открылась выставка «175 лет отечественному паровозостроению».
Паровозное движение по Царскосельской дороге началось в 1837 году, при этом все шесть составов, закупленные для эксплуатации, были произведены за границей. Первый отечественный паровоз был выпущен на Александровском главном механическом заводе лишь в 1845 году. И именно факту начала отечественного паровозостроения посвящена новая выставка.

Посетители могут познакомиться с целым рядом предметов, имею­щими большую историческую ценность. Это альбомы чертежей подвижного состава, чеканка в память выпуска 3000-го паровоза на Невском заводе, юбилейные медали и жетон паровозостроительных заводов. Кроме того, на экспозиции гости могут изучить конструктивные особенности одного из первых товарных паровозов, выпускаемых на Александровском главном механическом заводе – паровозе типа 1-3-0 серии Д. Его производство для первой российской магистрали общегосударственного значения Петербурго-Московской железной дороги началось в 1845 году.

Ни один из тех локомотивов не дошёл до наших дней. Узнать, как он выглядел, мы можем, благодаря наличию в музее модели этого состава, выполненной в масштабе 1:5. Самое любопытное, что эта модель является ровесницей первых паровозов. Во второй половине 40-х годов XIX века она была создана стипендиатами Петербурго-Московской железной дороги при Санкт-Петербургском государственном технологическом институте. Кстати, по ней можно изучать все конструктивные особенности её прототипа.

Экспозиция содержит книги по истории Александровского завода, предметы, рассказывающие об инженере Феликсе Станиславовиче Ясинском, внёсшим весомый вклад в развитие строительной техники. Например, его новые на тот момент конструкции стропил были применены при реконструкции завода в 80-х годах XIX века.

Впервые петербуржцы и гости города увидят альбомы чертежей и расчётов паровозов 1-4-0 и 2-3-0, принадлежавшие выдающимся инженерам-паровозостроителям Николаю Леонидовичу Щукину и Александру Сергеевичу Раевскому.

«Это уникальная выставка, – говорит заместитель директора ЦМЖТ РФ по научной работе Людмила Ласточкина. – Она привлекает внимание к отечественному паровозостроению. Появление таких предприятий стало очень важным шагом на пути развития не только железной дороги, но и страны в целом. А Александровский завод являлся в этой области настоящим первопроходцем и крайне значимым предприятием. Ведь, начиная с 1840-х годов все поезда для российской железной дороги производились именно там. И этот факт отражает наша выставка».

Елена Харламова