27 ноября 2020 21:01

27 ноября 2020 21:01

фото: сергей вершинин

Паровозик из Ульяновки

Чтобы стать железнодорожником, вовсе не обязательно идти работать на железную дорогу. Можно построить свою.
Именно так поступил мастер по строительству музыкальных инструментов – органов – Павел Чилин из посёлка Ульяновка. Построить садовую узкоколейку он решил сначала для того, чтобы облегчить доставку грунта по территории своего участка. Позднее, с улучшением качества путей, собственник инфраструктуры добавил и пассажирское движение. Хозяйственная дорога, помимо своего прямого назначения, превратилась в занятие для души. Пути используются и для отработки как своего нового подвижного состава, так и единомышленников. До недавнего времени узкоколейные владения Павла имели длину около 330 м, а со строительством двух деповских путей достигли 350. В пути врезано десять стрелок и одно глухое пересечение.

В прошлом году воплотилась мечта, на реализацию которой ушло несколько лет – парк подвижного состава дороги пополнился… паровозом. Конструирование и строительство паровоза велось под руководством мас­тера по ремонту паровозов из ООО «ЖД Ретро-Сервис» Сергея Терехова, работы по инфраструктуре помогал провести инженер-автомобилист Виталий Мараев. Сейчас все трое единомышленников с удовольствием катают друзей в двух пассажирских вагонах общей вместимостью 16 человек. Танк-паровоз типа 0-2-1, чуть напрягшись, в состоянии преодолеть перепады высоты трассы, достигающие двух метров. «Это Сергей и Виталий паровозом мастерски управляют, – рассказывает Павел. – Мне ещё учиться и учиться. Инжектор необходимо освоить, его чувствовать надо».

Отапливается паровоз дровами. Запас воды – 110 литров в котле и 80 в двух танках. Максимальная скорость 25 км/ч ограничена не столько наличием кривых, сколько появляющимися на скорости вибрациями – не будем забывать, что строился паровоз в домашней мастерской на обычных универсальных станках, никакая ювелирная балансировка не производилась. Спрашиваю у друзей, выполнялись ли какие-либо тяговые расчёты, например, определение силы тяги. «Нет, – отвечает Павел, – всё делали «на глазок» и проверяли на практике. В самый большой подъём паровоз тонн пять точно поднимет, а по прямой увезёт гораздо больше». Кроме паровоза, в парке тягового подвижного состава есть мотовоз и ручная дрезина, так что дорога готова к эксплуатации всегда, не требуя времени на подготовку. Однако самая главная изюминка дороги всё-таки он, паровоз. «Конфетка», «пряничный», «игрушка», «паровозик из Ромашкова» – какими только эпитетами не удостаивают его те, кому посчастливилось увидеть машину в работе.

Несмотря на кажущуюся игрушечность, паровоз абсолютно настоящий – давление в котле, прошедшем гидравлические испытания, достигает 11 кгс/см², а работой экипажной части можно любоваться бесконечно.

Каждый раз, бывая в гостях у Павла Чилина, убеждаюсь – талант, дружба и целеустремлённость, не скованные админис­тративным нажимом, в состоянии творить настоящие чудеса.

Сергей Вершинин