24 января 2021 08:46

24 января 2021 08:46

фото: иван куртов

C экологическим эффектом

На Октябрьской дороге 1 октября завершена подготовка к новому отопительному сезону

Интервью с начальником Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению Романом Извековым.

– Роман Владимирович, как проходила подготовка к новому отопительному сезону?

– На 1 октября готовность объектов тепловодоснабжения и водоотведения к работе в зимний период 2020–2021 годов составила 100%. Подготовлено 178 котельных, работающих на угле, пеллетах, мазуте, дизельном топливе, природном газе, сжиженном углеводородном газе и электроэнергии. Годовой план выполнен в полном объёме. Для котельных создан стопроцентный зимний технологический запас твёрдого топлива, мазута и дизельного топлива.

Согласно графикам планово-предупреди­тельных ремонтов проведён ремонт основного и вспомогательного оборудования, котельного оборудования, насосно-силовых групп и запорной арматуры, зданий и внутренних помещений.

– Каковы объёмы отремонтированного и обновлённого оборудования?

– По титулам текущего и капитального ремонта в рамках подготовки объектов дирекции к зиме выполнены работы по ремонту и замене 6,9 км тепловых и 5,4 км водопроводных сетей, произведён ремонт котлов и вспомогательного оборудования на трёх котельных. Все эти мероприятия значительно повысят надёжность и эффективность работы объектов.

– Вмешались ли в работу подразделений ограничения, связанные с пандемией?

– В соответствии с распорядительными документами ОАО «РЖД» аппарат управления дирекции и территориальных участков был переведён на удалённый режим работы. Оперативный и ремонтный персонал продолжает трудиться на объектах дирекции по сменному графику. Коллектив дирекции и территориальных участков смог оперативно отреагировать на новые вызовы, связанные с пандемией. Сбоев и отказов в работе объектов тепловодоснабжения и водоотведения не зафиксировано.

– С какими смежными структурами сотрудничает дирекция?

– Подготовка источников и сетей теплоснабжения ведётся в соответствии с «Правилами оценки готовности к отопительному периоду», утверждёнными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103. Для подготовки внутренних систем отопления зданий к приёму теплоносителя от котельных дирекции ведётся совместная работа со всеми балансодержателями зданий полигона на предмет проведения гидравлических испытаний и промывки систем, в том числе с Октябрьской дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений, Октябрьской дирекцией тяги, Октябрьской дирекцией пассажирских обустройств и другими.

– Осень в этом году теплее обычного. Это влияет на график подключения отопления?

– Отопительный сезон в северных регионах дороги начат 18 сентября. С 18 по 22 сентября были запущены котельные, работающие на социально-значимые группы потребителей в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. При этом, в связи с благоприятными климатическими условиями, в этом году предполагаемая дата начала постоянного отопления планируется в период с 12 по 15 октября, – после того как среднесуточная температура воздуха не будет подниматься выше +8°C более пяти суток.

– Внедряются ли современные технологии?

– Да. Например, на станции Среднерогатская в этом году мазутная котельная переведена на электроэнергию путём установки электротермических ячеек с высоким КПД. Это позволяет значительно снизить выбросы загрязняющих веществ в атмо­сферу, что благоприятно скажется как на технологическом процессе работы дирекции, так и на имидже компании в целом. При этом потребление ресурсов снижается на 240 тонн условного топлива, а планируемый экономический эффект составляет 4,16 млн руб. в год.

– Как на дороге идёт перевод мазутных котельных на альтернативные виды топлива?

– Сегодня в инвестиционную программу Центральной дирекции по тепловодоснабжению по переводу мазутных котельных на альтернативные виды топлива включено десять объектов. Из них семь – на станциях Выборг, Великие Луки, Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (Парк № 5), Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, Ручьи, Фарфоровская и Хвойная – переводятся на природный газ; две котельные – на уголь (на станциях Кемь и Сортавала). По котельной станции Волховстрой осуществляется переключение нагрузок на городской источник теплоснабжения. Плановый экономический эффект – порядка 80,41 млн руб. в год. Осуществление этой инвестиционной программы позволит не только достичь экономии денежных средств, но и повысит надёжность работы оборудования, обновит основные фонды и снизит экологическую нагрузку в связи с переводом на более экологичные виды топлива.

– Какие ещё ресурсосберегающие инновации применяются?

– В этом году в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» реализован проект «Устройство газовой блочной котельной системы (установки) наружного размещения на станции Торжок». Необходимо отметить, что котлы наружного размещения впервые применяются на полигоне дороги.

Проектом предусмотрена газовая блочная котельная система установленной мощностью 1,5 МВт с каскадным управлением котлами и электрические ёмкостные подогреватели для нагрева горячего водоснабжения. Плановый экономический эффект от реализации этого мероприятия ожидается в первую очередь от экономии топливно-энергетических ресурсов и снижения затрат на обслуживание объекта, что составит в 2021 году порядка 6,41 млн руб.

– На каком уровне сейчас находится обеспеченность работников спецодеждой?

– Соблюдение условий труда сотрудников – один из основных принципов добросовестной работы дирекции. В полной мере люди в подразделениях обеспечены зимней спецобувью и спецодеждой. Штат дирекции укомплектован на 100%, в том числе руководителями среднего звена и мастерами участка производства. Все 78 первозимников под руководством опытных наставников прошли профессиональную подготовку к работе в зимних условиях.

– Предлагают ли на местах новации, улучшения?

– За 9 месяцев 2020 года дирекцией разработано 73 рационализаторских идеи с суммарным экономическим эффектом 3,98 млн руб. Например, в этом году на Петрозаводском территориальном участке дирекции реализовано два проекта бережливого производства, которые позволят более рационально использовать ресурсы путём снижения расходов на электроэнергию. На станции Свирь в котельных, снабжающих тепловой энергией дом отдыха локомотивных бригад и пост ЭЦ, изначально были задействованы общие сетевые контуры для приготовления горячего водоснабжения и для отопления. После реализации идеи контуры горячего водоснабжения и контуры отопления были разделены. Котельные также были оборудованы погодозависимой автоматикой. Экономический эффект от реализованных на Петрозаводском территориальном участке проектов бережливого производства составил 1,52 млн руб.

– Роман Владимирович, какие задачи стоят перед дирекцией на следующий год?

– В планах – реализация четырёх мероприятий по программе «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте»: перевод на газ котельных станций Рябово и Санкт-Петербург-Товарный-Витебский (ожидаемый суммарный экономический эффект составит 32,05 млн руб. в год) и строительство сетей теплоснабжения от котельных станций Шушары и Санкт-Петербург-Финляндский (ожидаемый суммарный экономический эффект – 37,38 млн руб. в год). По программе «Строительство и реконструкция объектов технологического и коммунального назначения» намечена реализация трёх проектов теплоснабжения (проектно-изыскательские работы составят 10,2 млн руб.) – это строительство центрального теплового пункта на станции Волховстрой-1, газовой блочно-модульной котельной на станции Выборг, тепловой сети станции Санкт-Петербург-Главный, а также проектирование шести объектов водоснабжения на сумму 20,5 млн руб. – реконструкции очистных сооружений на станциях Волховстрой-1, Оленегорск, Предпортовая, Бусловская, Сонково и Костомукша-Товарная.

Беседовала Наталья Александрова