22 января 2021 16:24

22 января 2021 16:24

фото: сергей вершинин

На старте

На Малой Октябрьской вчера состоялись первые дистанционные занятия в рамках нового учебного года

Вчера, 5 октября, на Малой Октябрьской детской железной дороге начались занятия в рамках нового учебного года. Пока – в дистанционном режиме. Кстати, завершившийся 72-й сезон первый раз в истории магистрали прошёл без летней практики. С чем МОЖД готова войти в новый учебный год?
Наше интервью – с начальником Малой Октябрьской детской железной дороги Владимиром Чиликиным.

– Владимир Борисович, как дети перенесли отсутствие практики в этом сезоне?

– Тяжело. Мамы и папы звонили ежедневно, надеялись, что мы всё же откроем полноценный сезон. Многие семьи оказались не готовы к тому, что загородные детские лагеря не работали. Детей попросту было не с кем оставить. У нас есть процентов двадцать воспитанников, которые готовы не вылезать с практики целое лето, – вот им было труднее всего. В большинстве случаев это дети из обычных небогатых семей, а у нас они находятся под присмотром педагогов, накормлены, одеты. Замечу, что именно эти дети, которые готовы проводить здесь всё свободное время, скорее всего, вырастут в грамотных и ответственных руководителей на дороге большой. Увы, в этом году мы смогли дать своим воспитанникам только дистанционное обучение и дистанционный летний лагерь.

После удалённой сдачи зачётов мы освоили новую форму общения. Наши инструкторы прошли обу­чение, и в июне – июле занимали воспитанников квестами, задачами, конкурсами. Получился этакий виртуальный пионерский лагерь с элементами железной дороги. Программу лагеря, общую для всех детских дорог, очень удачно составили в департаменте управления персоналом ОАО «РЖД», детям она понравилась. Наши инструкторы дополнили её своим творческим подходом к делу.

– Летом на станции «Озёрная» были замечен тепловоз и группа вагонов Малой Октябрьской, изуродованные посторонними надписями. Как такое могло произойти и что делается для исключения подобного в будущем?

– Тепловоз был разрисован по пути из ремонта, когда он следовал погруженным на платформу, между Санкт-Петербург-Сортировочный-Мос­ковский и Шувалово. Мы своими силами отмыли надписи. С вагонами сложнее. Их раскрасили у нас, на «Озёрной». Какое-то время казалось, что проблема не имеет решения: станция находится на формально проходящем там Озерковском проспекте, которого фактически не существует. Местная администрация не разрешает нам поставить постоянное ограждение, гарантированно исключив нахождение посторонних в нерабочие часы станции, требуя сохранить сервитут для пешеходов. Охранное предприятие может гарантировать стопроцентную сохранность объекта лишь в случае наличия такого ограждения, да ещё и видеонаблюдения. Тупик? Но мы нашли выход и из него. Во-первых, Октябрьская моторвагонная дирекция пошила нам чехлы на весь парк подвижного состава. Теперь если и раскрасят, то только чехлы, да и стёкла под защитой. Во-вторых, мы установили лёгкое временное ограждение, наличие которого не входит в противоречие с
требованиями администрации.

Аналогичными чехлами укрыты два вагона и на южном участке, но здесь это больше от снега, чем от вандалов.

– Жители Коломяг оживились, заметив летом движение поездов по северному участку, ведь для них МОЖД – изюминка района. Что это были за поездки?

– Движение осуществлялось не только по северному, но и по южному участку. Это были поездки, выполняемые в порядке расконсервации подвижного состава и инфраструктуры. Мы получили соответствующие указания и привели дорогу в рабочее состояние. После этих поездок мы были готовы открыть движение поездов с пассажирами в любой момент, но эпидемиологический режим снят не был, и сейчас вся техника снова законсервирована.

– Хотя бы в этих обкаточных поездках дети принимали участие?

– Нет, только взрослые, только с соблюдением всех мер предосторожности. Как бы нам ни хотелось пустить детей на дорогу, но их здоровье важнее.

– На «Царскосельской» появились интересные качели, основой которых служит узкоколейная колёсная пара, а сами они украшены резьбой по дереву. Рядом с ними – деревянные фигурки зверей, выполненные в едином стиле. Что это за новшество?

– Своими работами территорию украшает наш инструктор Владимир Фирсов. Сейчас он трудится над дубовым столом и лавками. Ему помогают наши выпускники, имеющие желание получить навык работы с деревом. Если такое желание возникнет у более младших воспитанников, то мы, скорее всего, сможем пойти навстречу, но уже в режиме индивидуальных занятий.

– На МОЖД – огромный музей. Расскажите, как он создавался, и кто это всё делал?

– И Санкт-Петербург, и Пушкин – города-музеи. Находясь здесь, мы не представляем себе Малой Октябрьской без музейной составляющей, поэтому сбор и накопление экспонатов велись всегда. Музей делали дети. И воспитанники, и выпускники. Значительная его часть размещена в отслуживших своё вагонах ПВ40 поезда «Сказка», которые сами по себе – уже экспонаты. Внутри – макеты, образцы форменной одежды со всех детских дорог страны, кинозал. Даже кафе есть. Если бы не энтузиазм наших детей, ничего этого не было бы.

Экспозиция музея пополнилась тепловозами ТУ3-001 и ТУ2-060. Обе машины сохранились чудом, от них оставались одни проржавевшие каркасы. Помогли наши бывшие воспитанники дороги – Олег Валинский и Дмитрий Пегов. Не осталась в стороне Октябрьская дирекция тяги, организовавшая восстановление внешнего облика машин на заводе ООО «ЖД Ретро-Сервис» в Калуге. Очень сильно помогли отделы ремонта дирекции и эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский. Результат – перед вами: тепловозы сверкают свежей краской. Так как сохранились только кузова без внутреннего оборудования, то мы определили им судьбу музейных помещений. В ТУ3 будет размещена экспозиция форменной одежды железнодорожников от истоков отрасли и до наших дней, в ТУ2 – техническая экспозиция, а в одной из кабин будет установлен тренажёр этой серии подвижного состава.

Почётное место занимает и макет паровоза «Проворный» с вагонами, который раньше стоял в павильоне на Витебском вокзале. Его ремонтом мы обязаны заместителю начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам Сергею Середе.

– С чем Малая Октябрьская открыла новый учебный год?

– Все учебные классы проходят обеззараживание, тут нам очень помогает АХЦ дороги. Параллельно начинаются работы по капитальному ремонту вокзалов на «Царскосельской» и «Молодёжной», а также локомотивного и вагонного депо. Следующий сезон встретим в обновлённых зданиях, если, конечно, позволит эпидемиологическая ситуация.

– Новых учеников набирать будете или продолжите работу с теми, кто уже начал учёбу?

– Уже набираем. У нас есть группа в социальной сети «ВКонтакте», информация о нас размещена в петербургских железнодорожных музеях. Пользуясь случаем, хочу посоветовать железнодорожникам, читателям «Октябрьской магистрали» не откладывать запись ребёнка на детскую дорогу, если такое желание есть. Мы не сможем принять детей больше, чем позволяют санитарные нормы, а дети железнодорожников – наши самые желанные воспитанники. Из них вырастают настоящие труженики стальных магистралей, кадровые железнодорожники, которые не уйдут из-за сиюминутных трудностей. Напомню, что обучение у нас бесплатное.

Беседовал Сергей Вершинин