16 января 2021 23:26

16 января 2021 23:26

фото: иван куртов

Вагон из Великой Отечественной

В четверг, в День компании, Музей железных дорог России представит новый экспонат – вагон аптеку-перевязочную.
Новый ценный экспонат – вагон аптека-перевязочная № Клн 4178 (номер условный) открывается в музее в рамках выставочного проекта «Поезда милосердия» в честь 75-летия Великой Победы.

Вагон входил в состав санитарного поезда во время Великой Отечественной Войны. Построенный в период 1935–1939 годов на заводе им. И.Е. Егорова как жёсткий вагон дальнего следования, позднее он был пере­оборудован в вагон санитарного поезда образца 1941 года. Аптека-перевязочная – это центр всего военно-санитарного поезда, одна из его главных частей. Именно здесь помогали приходить в себя раненым: оказывали им первую помощь, обрабатывали и бинтовали раны, ставили бойцов на ноги.

Впервые военно-санитарные поезда появились в России ещё в XIX веке в ходе Русско-Турецкой войны 1877–1878 годов, а во время войны с Японией они получили широкое применение – на них было эвакуировано 87 тыс. больных и раненых.

Неоценимое значение эти поезда приобрели во время Великой Отечественной войны: миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены благодаря военно-санитарными поездам, осуществ­лявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшим в роли передвижных больниц, оборудованных операционными. Санитарные поезда эвакуировали в тыл раненых бойцов со всех крупных сражений того времени: обороны Ленинграда, контрнаступления под Москвой, Сталинградской битвы, наступательных операциях в Польше и Восточной Пруссии.

Вагон аптека-перевязочная поступил в Музей железных дорог России в сентябре 2019 года. В начале 2000-х он хранился на базе запаса Рославль-2, а затем был перевезен на станцию Подмосковная. Здесь его периодически использовали на киносъемках, из-за чего была утрачена значительная часть его внутреннего оборудования, включая перегородки.

Предстояла большая работа по восстановлению раритета, в основу которой легли чертежи вагонов военно-санитарных поездов издания 1941 года. Реставрацией занимался Экспериментальный завод Октябрьской железной дороги, приступивший к работе в декабре 2019 года. С вагона была полностью снята наружная металлическая обшивка, что дало возможность обследовать деревянные обвязочные брусья. После этого стало понятно, что часть перегородок и внутреннего оборудования придётся изготовить заново.

До февраля нынешнего года шла очистка деревянных элементов от старой краски, а затем на вагон установили листы наружной металлической обшивки, провели восстановление внутренних деревянных перегородок.

Экспозиция внутри вагона подготовлена совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны Российской Федерации при участии Государственного музея политической истории России и Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Посетителей ждёт воссозданная обстановка вагона военно-санитарного поезда времен войны с подлинными экспонатами и уникальными фотоматериалами.

Дополняют экспозицию обстановочные сцены: манекены заведующей аптекой-перевязочной, медсестры и раненого. Здесь же представлены интерактивные киоски, где можно узнать об истории самого вагона и о судьбе военно-санитарного поезда № 312, известного по произведению «Спутники» писательницы Веры Пановой – одной из самых правдивых книг о войне и военных врачах.

Алексей Николаев