02 июля 2020 22:52

02 июля 2020 22:52

фото: никита никулин

На взгляд профессионала

Деформация пути у разрушаемого паводком моста была замечена вовремя

На прошлой неделе, 1 июня, произошло обрушение пролёта железнодорожного моста через реку Кола. Движение по нему было остановлено ранее, 30 мая, – благодаря бдительности и профессионализму машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Мурманск (ТЧ-28) Дениса Деревнина и помощника машиниста Тимура Кулиева, которые первыми обнаружили выброс на этом участке и немедленно приняли меры.
В субботу, 30 мая, на 1436-м км однопутного электрифицированного перегона Выходной – Кола из-за сильного подъёма воды в реке Кола произошла сдвижка подферменного блока опоры металлического моста. Это привело к отклонению габаритов пути от проектных отметок.

Искривление пути обнаружил в 16.41 машинист электровоза Денис Деревнин. При следовании поезда № 2460 (55 вагонов, вес 5196 тонн) с электровозом 2ЭС5К по перегону Выходной – Кола на 1435-м км при скорости 45 км/ч он применил служебное торможение для снижения скорости по предупреждению до 40 км/ч. В режиме торможения по выходу из кривой он увидел выброс пути в районе железнодорожного моста и применил экстренное торможение. В 16 часов 42 минуты доложил по радиосвязи о случившемся поездному диспетчеру. В 17.20 со станции Выходной на помощь отправился локомотив 2М62 для возвращения поезда на станцию.

«Мы действовали строго по инструкции. Перед этим мостом кривая, я выхожу из поворота и вижу, что путь деформирован, применяю экстренное торможение, докладываю диспетчеру. В подобных ситуациях всегда приходит осмотрщик пути и даёт либо согласие на дальнейшее следование со сниженной скоростью, либо запрещает ехать. Нам тогда сказал: «Правильно сделали, что не поехали». Около часа мы стояли, потом к нам в хвост зашёл локомотив и оттащил нас назад», – рассказывает Денис Деревнин.

Благодаря тому, что поезд шёл со сниженной скоростью, удалось вовремя затормозить. «На том участке ремонт пути был, поэтому можно ехать максимум 40 км/ч, мы ехали 32 км/ч. Остановились почти около моста, после поворота до него метров триста, это и был весь наш тормозной путь – мы ехали с грузом весом пять с лишним тысяч тонн. Хорошо, что Денис Валерьевич вовремя заметил и быстро отреагировал», – говорит Тимур.

В этом году в Мурманской области выпало аномальное количество снега. После долгой зимы температура резко поднялась, начался паводок. «Я езжу по этому мосту каждый раз, – это единственный путь из Мурманска. Сначала не было видно одного отбойника, потом под водой скрылся и второй. По-моему, никогда Кола так высоко не поднималась», – говорит Денис.

Вероятно, искривление пути произошло непосредственно перед тем, как подъехал поезд № 2460. «На наших глазах выброс пути становился сильнее. Пока мы там стояли, отклонение было градусов 5, а через час, когда нас забрал локомотив, градусов 15, наверное, стало. Так что можно сказать, нам повезло, что перед нами его так сильно повернуло, а то бы не заметили и проехали, и со всей махиной и углём в реку бы…», – рассказывает Тимур.

Денис Деревнин работает в паре с Тимуром Кулиевым около двух лет. Денис трудится в ТЧ-28 с 2002 года, Тимур – с 2017-го. Деревнин жил в Оленегорске, отслужил в армии во внутренних войсках в Жуковском, вернулся и устроился формовщиком на Оленегорский механический завод. «Заготовки для отливки металла делал, – поясняет Денис. – Платили мало, нужно было что-то менять, чтобы семью содержать. Папа мой тогда предложил отучиться на помощника машиниста, а на мой вопрос, почему вдруг именно туда, отшутился, мол, «на «железке» гаишников нет». Поступил в профессиональное училище № 24 в Кандалакше и девять месяцев учился на помощника. Путь от помощника машиниста до машиниста Денис прошёл быстро, всего за три года. «В 2005-м я стал машинистом, не знаю, как так быстро сумел», – скромничает он. Как только устроился в Мурманске в ТЧ-28, снял квартиру и перевёз жену с дочкой. «Дочери 8 июня исполнилось 18, а я в депо устроился, когда ей два месяца было. Так что у меня тоже совершеннолетие, но, так сказать, рабочее», – улыбается Денис.

Тимур Кулиев в ТЧ-28 работает помощником машиниста почти три года, до этого пять лет трудился проводником в поезде № 21 Мурманск – Санкт-Петербург. Мама Тимура проработала проводником в этом поезде 30 лет. «Так удалось Россию посмотреть», – говорит Тимур. – Но с техникой мне всё-таки больше нравится работать». Перед тем, как устроиться проводником, Тимур тоже служил в армии – в Твери, в военно-воздушных силах. После того, как отработал проводником пять лет, попал под сокращение. «Лучший друг тогда помощником машиниста в ТЧ-28 работал, я у него узнал, не набирают ли людей на обучение. Так я уехал в Кандалакшу на полгода учиться в учебный профессиональный центр. Закончил курс, и с 23 августа 2017-го устроился помощником машиниста в депо», – рассказывает Тимур. В сентябре прошлого года он сдал экзамен на право вождения локомотива. «Я бы хотел стать машинистом. Здорово, если и сам смогу кого-нибудь обучать. Вот только теперь пока неизвестно, когда мне обкатку назначат. Машинисты ездят только на том участке, который они знают, а в Мурманске рельеф сложный – подъёмы, спуски, кривые, поэтому нужно тщательно тренироваться, быть очень внимательным», – добавляет Кулиев.

Начальник эксплуатационного локомотивного депо Мурманск Юрий Игнатьев Деревнина и Кулиева хвалит. «Деревнин – специалист высокого класса. Все практические занятия посещает, зачёты сдаёт вовремя, активно участвует во всех мероприятиях депо, – говорит Юрий. – Кулиев хоть и пришёл на предприятие недавно, уже успел зарекомендовать себя с положительной стороны. Тоже все занятия посещает, всё вовремя сдаёт, не отстаёт от напарника. У нас в депо все, у кого стаж приличный, – настоящие мастера своего дела. Каждый старается, учится, чтобы поддерживать квалификацию на уровне».

Машинисты героями себя не считают, ведь они следовали правилам. Искренняя скромность, – наверное, одно из главных качеств настоящего железнодорожника.

Ольга Беляева