21 сентября 2020 15:07

21 сентября 2020 15:07

фото: иван куртов

Вызов принят

В условиях режима самоизоляции Санкт-Петербургский ИВЦ обеспечил дистанционную работу для десяти тысяч пользователей полигона Октябрьской железной дороги

Завтра, 6 июня, Санкт-Петербургский информационно-вычислительный центр отмечает день рождения: он был основан 53 года назад. К этой дате ИВЦ подошёл с новым опытом, аналогичного которому прежде не было: начиная с конца марта его специалисты решали задачи, уникальные по своей сути и масштабу.
В условиях особого режима был обеспечен переход на дистанционную работу более чем 10 тысяч пользователей корпоративных информационных систем. Потребность предприятий была обеспечена полностью.

«В Санкт-Петербургском ИВЦ ранее уже использовалась инфраструктура для организации удалённой работы, но для обеспечения только 200–300 абонентов, – говорит начальник ИВЦ Владимир Ломакин. – Нынешней весной масштабы этой работы возросли многократно. Никто не знал заранее, как при подключении тысяч абонентов будут вести себя системы – например, организация защищённого канала по технологии шифрования трафика ViPNet. Мы постоянно взаимодействовали с разработчиками сертифицированных программ, оперативно решали возникающие вопросы. И получили огромный новый опыт. Была проведена внушительная техническая работа: организация 27 дополнительных новых серверов, широкополосных интернет-каналов, выпуск сертификатов пользователей и ключей доступа, которые получил каждый пользователь удалённого рабочего места».

«Возникало немало сложностей, связанных, в том числе, с общероссийской проблемой: телекоммуникации страны не были рассчитаны на такой большой объём трафика и оказались перегружены, – говорит первый заместитель начальника ИВЦ Илья Тикко. – Работа по организации подключения абонентов велась очень напряжённо. Специалисты ИВЦ перешли на особый режим для выполнения поставленной задачи в кратчайшие сроки: руководители и сотрудники работали без выходных, иногда по 10–12 часов в день. Основная нагрузка легла на отделы безопасности информационных ресурсов, центрального вычислительного комплекса и отдел эксплуатации средств передачи данных и телекоммуникационного оборудования».

Ещё одно направление работы ИВЦ в этот период – настройка и поддержка удалённых рабочих мест. Помочь заочно настроить домашний компьютер – нетривиальная задача, учитывая, что дома у пользователей парк компьютеров очень разнообразный: по операционным системам, по наличию дополнительных компонентов, необходимых для безопасной работы через интернет, антивирусным программам.

Специалисты ИВЦ подготовили необходимые инструкции, объясняющие, что требуется сделать для настройки рабочих мест и домашних компьютеров. Большинство сотрудников ОЖД проявили себя грамотными пользователями, готовыми самостоятельно решить многие вопросы.

Потребность в удалённых рабочих местах удовлетворена также за счёт централизованных поставок на ОЖД средств вычислительной техники: сотрудникам, не обеспеченным личными компьютерами, на период удалённой работы было предоставлено свыше тысячи единиц оборудования. Помимо организации удалённых рабочих мест, в ИВЦ перевели на дистанционный режим 75% собственного штата сотрудников. Многие из них – технологи, консультирующие пользователей информационных систем: непрерывность этой части производственного процесса также была обеспечена.

Ещё одна задача, которую выполнили специалисты ИВЦ в это непростое для всех время – разработка системы по учёту и планированию средств индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются работники дороги на предприятиях: этот важный процесс тоже автоматизировали, чтобы уйти от ручного формирования отчётности.

«Ситуация с ограничительными мерами подтвердила: ИВЦ к подобным неожиданным большим и важным задачам готов, – говорит начальник центра Владимир Ломакин. – Это не первый случай, когда сотрудникам центра надо было мобилизоваться и в сжатые сроки проделать большой объём нестандартных работ. При необходимости часть созданной дополнительной инфраструктуры может использоваться и в дальнейшем, после отмены ограничений, связанных с пандемией».

Следующий шаг – поэтапный возврат пользователей на стационарные рабочие места. А в перспективе – внедрение новых интересных проектов, как например, виртуальных рабочих столов и других технологий будущего.

Наталья Александрова