27 мая 2020 19:06

27 мая 2020 19:06

фото: иван куртов

На пути цифровизации

Специалисты ОЦМ разрабатывают и внедряют уникальные технологии


Интервью с начальником Октябрьского центра метрологии Константином Коротаевым.

– Константин Валерьевич, в эти майские дни Октябрьский центр метрологии традиционно демонстрировал свои достижения на ежегодной выставке на ВДНХ MetrolExpo, приуроченной ко Всемирному дню метрологии. В этом году в связи с ограничительными мерами выставка перенесена. Как в непростых условиях расширять поиск новых клиентов?

– Метрологическим обслуживанием средств измерений подразделений Октябрьской дороги, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», расположенных на полигоне магистрали, Октябрьский центр метрологии – головное предприятие компании – успешно занимается с 2011 года. Но цель любого коммерческого предприятия – извлечение прибыли в процессе свой деятельности, в связи с чем требуется постоянно увеличивать доходность, повышать экономическую привлекательность.

Относительно новый шаг в этом направлении – активное участие в электронных аукционах. Ещё в 2018 году наши исследования показали, что большая часть потенциальных клиентов в области метрологии размещает свои заказы на электронных площадках, в соответствии с ФЗ-44 и 223. Мы изу­чили азы работы с электронными аукционами. В 2019 году удалось пройти аккредитацию и получить возможность выступать в качестве исполнителя услуг на крупнейших электронных торговых площадках. Возможность оказания метрологических услуг коммерческим организациям и государственным учреждениям позволяет Октябрьскому центру метрологии быть конкурентоспособным предприятием.

В 2019 году центр участвовал в пяти конкурсных процедурах, в двух из них удалось выиграть, по результатам заключены договоры на оказание услуг. В этом году участвовали в трёх конкурсных процедурах, и также есть организации, заинтересовавшиеся услугами центра. Развитие этого направления помогает расширять клиентскую базу и создавать конкурентоспособное направление деятельности. Если на момент создания центра в 2011 году подсобно-вспомогательной деятельностью обеспечивалось только 10% финансирования предприятия, то сегодня эта доля составляет 50%. По итогам I квартала 2020 года мы вышли на 111% прибыли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

– Какие ещё методы поиска новых клиентов используются?

– С 2018 года начали проводить в регионах полигона ОЖД технико-технологические советы, куда приглашаем сторонние предприятия и организации, потенциально заинтересованные в наших услугах. В прошлом году такие меро­приятия были организованы в Волховстроевском и Петрозаводском регионах, в городе Бологое, и достаточно эффективно: в результате было заключено несколько договоров.

При разработке калькуляций цен на обслуживание средств измерений стараемся удерживать конечную стоимость ниже рынка на 5–10 % – это обеспечивает высокую конкурентоспособность среди организаций, предоставляющих аналогичные услуги.

Надеемся, что запланированные на этот год технико-технологические советы состоятся. Такие мероприятия позволяют и нам, в свою очередь, выяснить, что интересно предприятиям – для дальнейшего расширения области аккредитации. На сегодня область аккредитации центра на поверку составляет порядка ста единиц, в большинстве своём направленностью на железнодорожный транспорт. Сторонним клиентам, обладающим собственными подъездными путями, это интересно. Но у большого количества предприятий и организаций есть средства измерения, с которыми мы также в перспективе могли бы работать – возможности и ресурсы для этого имеются.

– Помимо выхода на электронные торговые площадки, как ещё в ОЦМ реализуются цифровые технологии?

– Это направление мы развиваем довольно давно. Например, в центре разработано приложение «Метролог», идея создания которого возникла ещё в 2018 году. Благодаря этому приложению наши клиенты могут быстро найти необходимую лабораторию, посмотреть область её аккредитации, рассчитать стоимость обслуживания. Если средства измерения уже находятся у нас на обслуживании, то посмотреть статус их готовности. А также получить доступ к справочникам по метрологии, конвертерам единиц измерения, онлайн-консультациям и так далее. Приложение практически готово к реализации и возможно, в зависимости от финансовой поддержки, будет запущено в этом году.

Ещё одно направление цифровизации – разработанная специалистами центра методика удалённой калибровки средств измерений. Сегодня, чтобы откалибровать прибор, его надо привезти в лабораторию, поставить на стенд или специальный эталон, где процесс производится вручную. Теперь это можно будет сделать и удалённо. Клиент подключает прибор к специальному программному продукту, в лаборатории его «видят» и производят метрологическое обслуживание. Например, многофункциональные комплексы технических средств (КТСМ) связаны сетью интранет с центральным диспетчерским пунктом, откуда автоматически отслеживается нагрев элементов подвижного состава по всей железной дороге. Соответственно, зайдя в сеть, можно увидеть эти средства измерения и по методике, с использованием заранее откалиброванных в центре метрологии эталонов – портативных калибраторов температуры, проверить состояние КТСМ, оценить и оформить результаты калибровки. На полигоне ОЖД используется порядка 600 систем КТСМ, их «очная» поверка требует немало ресурсов. И возможность удалённого метрологического обслуживания очень перспективна. Испытания и опытная эксплуатация этого пилотного проекта запланированы уже во II квартале этого года. Это будет первый опыт на сети.

Беседовала Наталья Александрова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31