27 ноября 2020 08:44

27 ноября 2020 08:44

фото: иван куртов

Вагончик воспарит над колеёй

В минувший понедельник, 6 апреля, принято решение о включении курса технологии магнитолевитационного движения в программу обучения Малой Октябрьской детской железной дороги (МОЖД). Об этом было сообщено на совещании заместителя главного инженера ОЖД Виктора Иванова. Необходимые средства для этого уже выделены.
«Программа обучения должна быть разработана к осени, – сказал начальник МОЖД Владимир Чиликин. – Уже известно, что курс будет читаться два академических часа в неделю. Преподавателем выступит специа­лист акционерного общества «НИИЭФА имени Д.В. Ефремова». Эта организация входит в состав научно-образовательного инженерного кластера «Российский Маглев» и уже много лет занимается проб­лемами движения на магнитной подушке».

По словам Владимира Чиликина, занятия должны проходить в интересной, возможно, даже игровой форме. Особенно это касается 10–11-летних ребятишек.

Отметим, что сегодня на Малой Октябрьской железной дороге занимаются 1200 детей в возрасте 10–16 лет. Продолжительность обучения, в зависимости от возраста воспитанника, – 4–5 лет и включает ежегодную летнюю практику. Занятия по новому магнитолевитационному курсу начнутся уже на первой учебной неделе следующего учебного года.

В одном из помещений МОЖД действует специальная лаборатория, здесь установлены действующие макеты, демонстрирующие возможности магнитной левитации и системы управления ею. Один из них передал дороге «Российский Маглев», другой сделали преподаватели и аспиранты ПГУПС. «Наши воспитанники своими глазами видят, как парит над магнитной пластиной маленький поезд, – говорит Владимир Чиликин. – У них есть интерес к магнитолевитационному движению, и новый курс позволит им обратить этот интерес в знания».

На совещании было подтверждено, что в ближайшие дни на МОЖД должен поступить стенд для изучения принципов магнитолевитационного движения. Об этом в конце марта договорились руководитель кластера «Российский Маглев» Анатолий Зайцев и генеральный директор «НИИЭФА имени Д.В. Ефремова» Алексей Ванин. Отметим, что три года назад, в июне 2017-го с ним могли ознакомиться посетители выставки «Атом­экспо-2017», которая проводилась в Москве. За прошедшее с тех пор время учёные НИИЭФА завершили все запланированные на этом стенде исследования и решили безвозмездно передать его будущим железнодорожникам.

«Стенд поможет ребятам ос­ваивать учебный курс основ движения на магнитной подушке, – считает Анатолий Зайцев. – Уверен, кому-то из них предстоит развивать в России магнитолевитационное движение, за которым – будущее железнодорожного транспорта»

Добавим, что на этих макетах и стенде можно изучать различные принципы действия магнитной левитации. Ранее «Гудок» уже сообщал о том, что на полигоне МОЖД осенью планируется открыть первый в России действующий макет магнитолевитационной линии.

«Её длина составит  120–130 м, – пояснил заместитель главного инженера ОЖД Виктор Иванов. – На 5-м пути станции «Царскосельская» планируется разместить магниты постоянного тока, при этом их монтаж будет проводиться без изменения действующей инфраструктуры». Таким образом будет создан магнитный подвес. Малая Октябрьская выберет один из числа подлежащих списанию на ОЖД вагонов. Его снимут с тележек, оснастят магнитами и будут использовать для демонст­рации магнитной левитации. Согласно предварительной договорённости, расходы по реализации этого проекта возьмёт на себя АО «НИИЭФА». Чтобы привести его в движение, понятно, потребуется двигатель. Анатолий Зайцев считает, что, скорее всего, будет применён линейный асинхронный тяговый двигатель.

Но есть план использовать этот вагон и как средство передвижения для посетителей Малой Октябрьской. «Однако вопрос требует детальной проработки, поскольку ничего подобного в России ещё не было, – сказал Виктор Иванов. – По сути, речь идёт о необычном аттракционе, потребуется получить различные согласования и разрешения».

Давид Генкин