09 августа 2020 11:34

09 августа 2020 11:34

фото: северная-линия.рф

Они уходили на фронт

«Сталинец-28» и «Народный мститель» сражались на подступах к Ленинграду

В школе № 153 Центрального района Санкт-Петербурга уже полвека действует Музей бронепоездов Октябрьской железной дороги в годы Великой Отечественной войны.
«С предложением открыть такой музей в 1969 году, когда отмечалось 25-летие полного снятия блокады Ленинграда, к директору нашей школы обратились несколько ветеранов войны, служивших на бронепоездах, – сказала руководитель экспозиции, учитель истории Ирина Николаева. – Среди них был и майор в отставке Борис Куклинов, в годы войны – командир бронепоезда «Сталинец-28», а затем 71-го Отдельного дивизиона бронепоездов, который также включал в себя ещё одну боевую машину – «Народный мститель».

Почему ветераны обратились именно в школу № 153, сказать трудно. По мнению руководителя музея, возможно, причина заключается в том, что школа находится вблизи такого важного железнодорожного объекта, как Московский вокзал. Впрочем, главное другое: при поддержке городских властей музей был создан за очень короткий срок – меньше, чем за два года.

В течение 50 лет люди, судьба которых была связана с бронепоездами, и их потомки несут в этот музей дорогие для них реликвии. Среди экспонатов есть и макеты тех самых «Сталинца-28» и «Народного мстителя», которые изготовил Анатолий Казаков, в прошлом командир бронепоезда «Народный мститель».

Уже в конце лета 1941 года по инициативе Государственного комитета обороны и ленинградских властей в городе началось строительство броненосцев. «Сталинец-28» был построен на Ленинградском Металлическом заводе. Профиль этого предприятия, которое, было эвакуировано лишь частично, поменялся с первых дней войны: начался выпуск нужной фронту продукции, в том числе и бронепоездов.

«Мой отец заканчивал Лесотехническую академию по специальности «Сухопутный транспорт леса», – рассказывает Владимир Борисович. – А на военной кафедре он обучался артиллерийскому делу. Вероятно, поэтому его отправили на Металлический завод. Участвуя в строительстве бронепоезда, параллельно изучал этот вид военной техники. «Сталинец-28» состоял из штабного вагона, трёх бронеплощадок с артиллерийскими орудиями и паровоза. Отца, имевшего звание младшего лейтенанта, сперва назначили командиром бронеплощадки, командиром бронепоезда он стал в 1943 году».

Броненосец передали Красной Армии 17 октября 1941 года. Если можно так выразиться, боевое крещение он получил вблизи станции Невская Дубровка. Возле села Анненское рассеял значительную группу захватчиков. В другой раз уничтожил неприятельский наблюдательный пункт.

В ответ враг устроил охоту за бронепоездом. Перед паровозной бригадой стояла задача умелым маневрированием не дать повредить бронепоезд, с которой она успешно справилась.

23 февраля 1942 года, в День Красной Армии бронепоезд перебросили на побережье Финского залива, на участок Ольгино – Сестрорецк. Нужно было не допустить прорыва вражеских лыжников со стороны залива. Приходилось также открывать огонь по пытавшимся прорваться к Ленинграду самолётам противника.

С наступлением весны отпала необходимость охранять берег моря, которое лишилось ледяного покрова. Бронепоезд из белого перекрасили в бурый цвет, и 15 мая он прибыл на станцию Обухово. Туда же для дальнейших совместных боевых действий отправился и бронепоезд «Народный мститель». Так был сформирован 71-й отдельный дивизион бронепоездов (ОДБП).

«В первые дни войны многие железнодорожники ушли на фронт, – говорит доктор исторических наук профессор ПГУПСа Александр Голубев. – Встали под ружьё 3000 работников Ленинградской железной дороги, которая позднее вошла в структуру ОЖД. Но уже вскоре значительную часть железнодорожников вернули из окопов. Этих специалистов не могли заменить на рабочих местах женщины и подростки».

Усилиями таких вот квалифицированных работников Ленинград-Варшавского узла был построен состоящий из трёх бронеплощадок бронепоезд «Народный мститель». 7 ноября 1941 года, в 24-ю годовщину Октябрьской революции, на перроне Варшавского вокзала состоялся митинг: бронепоезд провожали на фронт. Ему было поручено поддерживать наши стрелковые подразделения в отражении вражеских атак на участке Понтонная – Сапёрная – Ижоры. Личный состав бронепоезда в большинстве своём состоял из добровольцев-железнодорожников. Работали в очень трудных условиях: водокачки были разбиты, поэтому воду для котла паровоза доставали вёдрами из колодцев, уголь собирали у разбитых вагонов и складов.

Вновь образованный 71-й ОДБП занял позиции в районе станции Обухово. Одной из главных его задач было уничтожение неприятельских батарей, которые вели обстрел Ленинграда. Этот дивизион бронепоездов участвовал в операции по полному снятию блокады Ленинграда. В дальнейшем его перебросили на Карельский перешеек, оттуда в Эстонию. Он освобождал Нарву, защищал Таллинский порт от налетов немецкой авиации…

Вот как оценил боевые действия дивизиона командующий бронетанковыми и механизированными войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант Виктор Баранов: «Знаю 71-й дивизион бронепоездов как лучший на Ленинградском фронте. Он не раз показал себя с хорошей стороны в боях по освобождению Ленинграда от блокады».

Во втором полугодии 1941-го на ленинградских предприятиях было изготовлено 58 бронепоездов. 20 таких боевых машин ко дню полного снятия блокады сражались на Ленинградском фронте.

Давид Генкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31