24 сентября 2020 08:13

24 сентября 2020 08:13

фото: иван куртов

Экономим ресурсы и время

Реализация мультифункциональных проектов позволяет движенцам Петрозаводского региона добиться высокой экономической эффективности

В Петрозаводском центре организации работы железнодорожных станций (ДЦС-4) к внедрению инструментов бережливого производства подходят с особым вниманием. Улучшения здесь носят постоянный характер. Уже не один проект бережливого производства, который родился в ДЦС-4, внедрён во взаимодействии с другими регионами.
Все разработанные и реализованные проекты помимо экономического эффекта приносят значительную оптимизацию в эксплуатационной работе, а значит, сокращение трудозатрат и, как следствие, увеличение производительности труда.

В этом году примером такого взаимодействия стал мультифункциональный проект бережливого производства «Изменение технологии формирования поездов по станции Беломорск назначением на станцию Мурманск», который реализован ДЦС-4 совместно с тремя локомотивными эксплуатационными депо – Медвежья Гора, Кемь, Кандалакша. Цель проекта – сократить потребление топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в грузовом движении.

До реализации проекта поезда формированием станции Беломорск назначением на станцию Мурманск следовали смешанным составом (гружёные и порожние). Согласно приказу ЦДИ-451 от 21 декабря 2018 года «Об установлении допускаемых скоростей движения поездов на Октябрьской железной дороге» на ряде перегонов и станций при наличии в составе порожних вагонов поезда следуют с ограничением скорости. Например, на перегонах Беломорск – Блокпост 791 км, Блокпост 791 км – Шуерецкая, Блокпост 813 км – Мягрека, Кемь – Ламбино, Ламбино – Поньгома допускаемая скорость грузовых поездов – 80 км/ч, грузовых с порожними вагонами – 60 км/ч. Поездов назначением на станцию Мурманск, в составе которых есть порожние вагоны, по станции Беломорск формируется в среднем 18 в сутки.

В целях снижения расходов электрической энергии на тягу поездов члены рабочей группы изменили технологию формирования поездов по станции Беломорск в части постановки порожних вагонов назначением на станцию Мурманск одной группой в хвостовую часть поездов назначением на станцию Оленегорск. С учётом того, что поезда следуют на станцию Оленегорск всегда смешанным составом (гружёные и порожние), скорость поездов данного направления и расход топливно-энергетических ресурсов не изменится. Порожние вагоны со станции Оленегорск на станцию Мурманск прицепляют к поездам вывозного движения. Исключение порожних вагонов с поездов направлением на станцию Мурманск позволит следовать поездам данного направления без ограничений скорости, тем самым сократить потребление ТЭР.

«Внедрение этой технологии благосклонно повлияло и на качественные показатели работы региона. Так, участковая скорость на участке Беломорск – Лоухи возросла на 0,4% в среднем в сутки (с 39,3 км/ч до 39,7 км/ч) увеличивается участковая скорость, – рассказал член оперативной рабочей группы ДЦС-4, заместитель начальника Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций Андрей Сидоров. – Предварительный экономический эффект от сокращения электроэнергии по трём депо составляет около 4 млн руб.».

Оперативная рабочая группа ДЦС-4 не только является инициатором идей, но и с готовностью перенимает опыт других подразделений для улучшения своих технологий. Таким примером является мультифункциональный проект бережливого производства «Изменение плеча подталкивания на участке Медвежья Гора – Новый Посёлок для локомотивов серии 3ЭС5К», реализованный совместно с эксплуатационным локомотивным депо Медвежья Гора. Его целью стало сокращение простоя транзитного вагона без переработки и увеличение участковой скорости на участке Медвежья Гора – Петрозаводск.

До внедрения проекта движение нечётных поездов на участке Медвежья Гора – Петрозаводск весом более 6000 тонн до 7800 тонн для серий локомотивов 3ЭС5К организовано с подталкивающим локомотивом от станции Медвежья Гора до станции Новый Посёлок. Подталкивающий локомотив прицепляли в хвост к нечётным поездам на станции Медвежья Гора, отцепляли по станции Новый Посёлок с дальнейшим возвращением резервом на станцию Медвежья Гора. Время оборота подталкивающего локомотива от момента отправления со станции Медвежья Гора с поездом до момента возвращения на станцию Медвежья Гора резервом составляло 165 минут. В среднем в сутки следует четыре нечётных поезда с подталкивающим локомотивом от станции Медвежья Гора до станции Новый Посёлок.

После анализа профиля первого главного пути участка Медвежья Гора – Новый Посёлок и тяговых характеристик локомотивов серий 3ЭС5К было предложено отцепку подталкивающего локомотива у нечётных поездов весом от 6000 тонн до 7800 тонн производить по станции Пергуба. Это позволило сократить время оборота подталкивающего локомотива от момента отправления со станции Медвежья Гора до момента возвращения на станцию Медвежья Гора резервом в среднем 45% (до 70 минут).

Движение нечётных поездов указанной массы на участке Пергуба – Новый Посёлок без подталкивания допустимо организовать при отсутствии ограничений скорости менее 60 км/ч на 530–523 км, безостановочном пропуске по станции Кяппесельга, а также при отсутствии ограничений скорости менее 50 км/ч.

Затраты на внедрение этого проекта не требуются, в то время как его реализация приносит ощутимый эффект по нескольким параметрам. Так, на 4,4% сокращается простой транзитного вагона без переработки по станции Медвежья Гора (с 3,25 час. до 3,11 час.), так как на 0,8% увеличилась участковая скорость на участке Медвежья Гора – Петрозаводск. Это предложение позволило сэкономить около 1 млн руб. расходов на топливно-энергетические ресурсы.

Светлана Канаева