04 августа 2020 07:55

04 августа 2020 07:55

фото: архив предприятия

Дорога к инновациям

Следовать путём внедрения передовых технологий на Октябрьской помогают специалисты РЕИП

Интервью с начальником отдела инновационного развития – руководителем Региональной инновационной площадки Октябрьской железной дороги Людмилой Белокрыльцевой.

– Людмила Сергеевна, по итогам четвёртого квартала прошлого года Октябрьская дорога показала лучший результат инновационной деятельности, поднявшись на первую строчку сетевого рейтинга всего за полгода, прежде занимая не выше пятой позиции. За счёт чего стало возможным достижение столь значимых показателей?

– В последние годы на Октябрьской дороге взят вектор инновационного развития, внедрения новейших технологий во всех хозяйствах. В соответствии с планами реализации этого направления в июне прошлого года на дороге была организована специальная структура – Региональная инновационная площадка (РЕИП), осуществляющая деятельность под руководством Центра инновационного развития ОАО «РЖД». Основная функция площадки – организация системной работы по вовлечению научного и промышленного потенциала регионов присутствия Октябрьской железной дороги к поиску решений, сформулированных в запросах на инновации ОАО «РЖД».

Несомненно, достижение столь высокого результата стало возможно при поддержке руководства Октябрьской дороги, активного участия главного инженера Виталия Попова, а также вовлечения в работу региональных дирекций, которые активно включились в процесс изучения, отбора и апробации инновационных решений.

– Как можно охарактеризовать результаты деятельности площадки на сегодняшний день?

– Основной функцией РЕИП является организация системной работы по вовлечению научного и промышленного потенциала субъектов Российской Федерации в решение корпоративных задач развития ОАО «РЖД». В качестве первоочередного этапа был взят курс на установление деловых контактов с инновационной инфраструктурой регионов присутствия Октябрьской железной дороги, которая насчитывает более 150 центров инновационной активности.

В августе 2019 года был сформирован и утверждён главным инженером Октябрьской железной дороги запрос на инновации, в состав которого вошло 53 предложения региональных дирекций Октябрьской железной дороги.

С момента открытия РЕИП подготовлены и проведены три стратегические сессии в Санкт-Петербурге и одна в Великом Новгороде по рассмотрению инновационных решений, предлагаемых для нужд ОАО «РЖД». Так, в сентябре прошлого года во взаимодействии с Центром развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга подготовлена и проведена стратегическая сессия, на которой с участием главных инженеров региональных дирекций было рассмотрено и обсуждено 16 инновационных решений, представленных производственными и инновационными компаниями.

В октябре 2019 года во взаимодействии с Бизнес-инкубатором «ИНГРИЯ» АО «Технопарк Санкт-Петербурга», а также с Центром развития и поддержки предпринимательства подготовлена и проведена стратегическая сессия, на которой с участием главных инженеров региональных дирекций было рассмотрено и обсуждено 11 инновационных решений, представленных производственными и инновационными компаниями. В ноябре подготовлена и проведена стратегическая сессия, на которой, с участием главных инженеров региональных дирекций было рассмотрено и обсуждено девять инновационных решений, представленных производственными и инновационными компаниями. В декабре РЕИП совместно с организациями инновационной инфраструктуры Новгородской области подготовлена и проведена выездная стратегическая сессия в Великом Новгороде, в ходе которой было рассмотрено десять инновационных решений, представленных производственными и инновационными компаниями Новгородской области.

По итогам работы за 2019 год, в результате обобщения всех внутрикорпоративных и внешних источников поступления инновационных решений, сформирована «воронка», в контур которой вошли более 260 решений, представленных инновационными и производственными предприятиями, из них 36 отобраны к дальнейшей реализации на полигоне Октябрьской дороги. По 33 из них ведётся проверка на патентную чистоту, разработка совместно с региональными дирекциями железной дороги дорожной карты, технико-экономического обоснования, осуществляется выбор места проведения пилотных испытаний, разрабатывается программа и методика испытаний.

– Есть ли проекты, по которым уже принято решение о внедрении их на Октябрьской?

– Да, на сегодняшний день завершены пилотные испытания по трём инновационным проектам. Так, на базе Санкт-Петербург-Финляндской дистанции электроснабжения прошли эксплуатационные испытания противопожарной сетки

ИНФЛЕКС ФК-31. Для оценки преимущества её применения по сравнению с существующими покрытиями была выбрана тяговая подстанция ЭЧЭ-506 Пискарёвка. ИНФЛЕКС-ФК-31 – это специальная огнезащитная сетка, повышающая огнестойкость кабелей и снижающая распространение горения. Проще говоря, если кабель воспламеняется изнутри, свойства сетки не позволяют очагу распространиться. В рамках испытаний обеспечена огнезащита кабельных линий: высоковольтный кабель СЦБ, кабель трансформатора собственных нужд ТСН-2 и силовой кабель.

По результатам натурных испытаний применение огнезащитной сетки «ИНФЛЕКС-ФК-31» рекомендовано для защиты кабельных линий как низкого, так и высокого напряжения на вводах зданий и в кабельных лотках постов ЭЦ, тяговых и трансформаторных подстанций.

Сейчас на рассмотрении специалистов РЕИП находятся проекты, связанные с расширением функцио­нальных возможностей инновационной автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ 3.0). Заслуживают внимания проекты по уменьшению интенсивности бокового износа элементов стрелочных переводов за счёт добавления наночастиц в штатную смазочную композицию, применяемую на железных дорогах в целях лубрикации системы «колесо-рельс», по нанесению антиоблединительных лаков для предотвращения образования ледяных наростов и снега на крышах зданий, по защите скальнообвальных участков от камнепадов с применением канатно-анкерной системы RopeNet с установкой датчиков о движении горного массива и по защите и укреплению русел рек с использованием высокопрочных коррозийно-стойких габионов RockBox.

– Есть ли какие-то проекты, касающиеся повышения экологической безопасности деятельности железной дороги?

– Да, безусловно. И на проекты такой направленности мы обращаем особое внимание. Завершены эксплуатационные испытания ещё одного инновационного проекта – биодеструктора Шаркбакоил. Этот реагент, способный окислять нефтепродукты, применим для локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций и инцидентов, связанных с загрязнением объектов природопользования. К тому же этот метод рекультивации – экологически чистый, поскольку конечным продуктом окисления нефтепродуктов является вода и углекислый газ.

За 16 календарных дней холодного (10–11°) периода, когда в месте загрязнения применялся Шаркбакоил, было выявлено существенное уменьшение содержания основных загрязнителей в почве/грунте. Таким образом, результаты испытаний признаны успешными.

– Каковы дальнейшие планы специалистов инновационной площадки?

– В планах на 2020 год – выстраивание отношений с инновационной инфраструктурой Ленинградской, Мурманской, Псковской областей, Республикой Карелия, знакомство с производственными и инновационными компаниями регионов, с целью дальнейшего поиска инновационных решений, удовлетворяющих запросам на инновации ОАО «РЖД».

– Как идёт привлечение молодёжи профильных вузов к инновационной деятельности?

– Конечно, и в этом направлении разработан перспективный план мероприятий. Так, например, в марте на базе Региональной инновационной площадки состоялась встреча со студентами, аспирантами ПГУПС с участием начальника отдела инновационных разработок и научно-исследовательской работы студентов ПГУПС Олеси Гимазетдиновой и начальника научно-исследовательской части ПГУПС Андрея Бенина. В ходе встречи мы представили студентам доклад с презентацией о работе площадки, рассказали об инновационных решениях, поступающих на рассмотрение РЕИП, рассказали о Сводном запросе на инновации ОАО «РЖД».

Мы предложили студентам и аспирантам рассмотреть запросы на инновации и предложить свои решения, реализация которых может осуществляться, в том числе с привлечением грантов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инноваций) по программам «Умник» и «Старт». По проектам молодых учёных, отвечающих запросам на инновации, Октябрьская дорога готова давать письма-поддержки в Фонд содействия инновациям для получения грантов.

У нас небольшая, но очень дружная команда. Совместно с Центром инновационного развития, региональными и центральными дирекциями мы сможем провести пилотные испытания и по их результатам совместно внедрять инновационные проекты. Двери РЕИП открыты для инновационных решений, соответствующих запросам на инновации ОАО «РЖД», предлагаемых российскими производителями.

Беседовала Светлана Канаева