04 августа 2020 19:38

04 августа 2020 19:38

фото: сергей вершинин

Архив семьи – достояние России

Правнук инженера, учёного-электротехника Якова Гаккеля, Александр Гаккель 18 марта передал в Центральный музей железнодорожного транспорта РФ обширную подборку семейных документов, значительную часть которых составляет архив его прадеда.
Яков Модестович Гаккель – изобретатель первого в мире магистрального тепловоза, после нескольких переименований получившего обозначение ЩЭЛ1. «Огромное спасибо, что есть возможность всё это сохранить, – сказал Александр Александрович. – В архиве – жизнеописание прадеда, многие его труды. Он строил электростанции, самолёты, электрические трактора. Обещаю, что, если буду находить что-то ещё, обязательно передам в музей. Идея передать архив в музей витала в воздухе несколько лет, и вот наконец реализована».

Кроме документов, связанных с именем Якова Модестовича, в огромном чемодане есть докторская диссертация Екатерины Яковлевны Гаккель, дочери талантливого инженера и бабушки Александра Александровича. Она была профессором кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ЛИИЖТ, внесла огромный вклад в развитие отечественного локомотивостроения.

Принимая бесценный дар, директор музея Владимир Мителенко отметил: «Цель нашей деятельности, помимо экспонирования, – это накопление, сохранение и изучение исторического наследия транспортной отрасли. У нас уже собран личный фонд Гаккеля, насчитывающий более 300 единиц хранения. Полученные сегодня материалы будут аннотированы и изучены. Безусловно, они представляют особый научный интерес, ведь Яков Модестович Гаккель – основоположник российского тепловозостроения, он исторически важен как для железнодорожников, так и для всей железнодорожной науки в России. В нашей экспозиции представлена действующая модель тепловоза Гаккеля, у нас есть раздел, посвящённый талантливому инженеру. После тщательного изучения материалов музей расширит экспозицию, посвящённую этой теме. Каждый предмет будет взят на государственный учёт, и после этого уже никто не будет иметь права изъять его. Полученный сегодня дар останется на века, для потомков».

Непосредственное участие в организации передачи архива Гаккелей в музей принял железнодорожник, бывший работник Октябрьской дороги Александр Исаев. В течение длительного времени он оцифровывал архив, а после окончания этой работы и организовал передачу.

В музее реализуется проект «Семейное достояние – гордость России». Сотрудники музея говорят, что сегодняшнее мероприятие – хороший пример для потомков инженеров, оставивших свой вклад в развитии отечественных железных дорог.

Сергей Вершинин