07 апреля 2020 13:50

07 апреля 2020 13:50

фото: иван куртов

Человек-эпоха

Техника и технологии локомотивного депо развивались благодаря личностным качествам руководителя предприятия

Трудовая биография Анатолия Лазаревича Кириллова началась в победном для всей страны 1945 году. Из более 30 лет, отданных локомотивному депо Ленинград-Сортировочный-Московский (ТЧ-7), одиннадцать он им руководил – с 1978 по 1989 годы. 28 февраля Анатолий Кириллов отметил свой 90-летний юбилей.
Начинал слесарем, фрезеровщиком, получил специальное образование в железнодорожном техникуме, отслужил в армии, затем два года проработал в паровозном депо на станции Мга. В 1956-м пришёл бригадиром в заготовительный цех паровозного депо Ленинград-Сортировочный-Московский, которому и посвятил большую часть своей жизни.

Это локомотивное депо тогда было самым большим предприятием на Октябрьской дороге, также являлось вторым на сети дорог по численности персонала и объёму выполняемой работы. В ТЧ-7 трудилось до 1500 человек, – предприятие занималось эксплуатацией и ремонтом локомотивов, в его состав входило три филиала – Мга, Кириши, Чудово и пять складов топлива.

Локомотивных бригад в целом – до 1000 человек, остальные занимались ремонтом подвижного состава и содержанием инфраструктуры. На балансе ТЧ-7 было 143 электровоза, 54 маневровых тепловоза и 18 тепловозов серии 2М62, – всего в парке более 200 локомотивов.

Среди рабочих было много высококлассных специалистов. Под руководством Анатолия Лазаревича депо долгое время удерживало статус лучшего по скоростному резанию на металлообрабатывающих станках на Октябрьской. Тогда же впервые на дороге здесь внедрили крупноагрегатный метод ремонта паровозов: заменяли уже не один поршень, а целый узел, вместе с ползуном, подшипниками, сальником. «Зная диаметр цилиндра, заранее готовили поршень. Пришёл паровоз на ремонт – сразу всё меняем, без потери времени на подготовку, – вспоминает Анатолий Лазаревич. – Конечно, сразу сроки ремонта сократились».

Год от года депо разрасталось. Постепенно к основному зданию пристраивались новые. Состав парка локомотивов постепенно менялся, на смену паровозам пришли электровозы, в цехах прошла реконструкция.

Кириллов каждого машиниста, каждого помощника знал по имени-отчеству! Часто он ездил с ними в кабине локомотива. Это сплачивало коллектив, делало одной дружной семьёй, и все охотно работали на общий результат.

Работники депо в то время соревновались с локомотивным депо Москва-Сортировочная-Рязанская. С ним всё – объём и характер работы, численность штата – было один к одному. Арбитром в соперничестве выступала газета «Гудок», на страницах которой неоднократно сообщалось о присвоении коллективу Кириллова Знамени МПС и ЦК профсоюза железнодорожного транспорта и звания «Победитель социалистического соревнования».

Анатолий Лазаревич развивал и поддерживал многие инициативы. Так, в 1950–60-х годах на Октябрьской шла упорная борьба за движение грузовых поездов на паровозной тяге по графику. В ТЧ-7 впервые были разработаны и внедрены технически обоснованные нормы выработки ремонта подвижного состава, введена сдельная оплата труда. Годы, когда Кириллов руководил предприятием, стали славной вехой в истории локомотивного депо.

С юбилеем Анатолия Лазаревича поздравляет руководство Октябрьской дороги. К тёплым словам глубокой благодарности за его огромный вклад в развитие и обеспечение устойчивой работы локомотивного комплекса Октябрьской магистрали присоединяется научный руководитель Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), д.т.н., бывший первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. «Благодарю Вас за нашу большую совместную работу и добрые отношения. А начиналось всё в Ленинград-Сортировочном-Московском узле, где Вы блестяще преподавали уроки профессионализма и преданности делу таким молодым инженерам, как я. Низкий поклон Вам! Доброго здоровья на многие годы и не­увядаемой энергии!»

Владимир Саблин